DataLife Engine > Авторские статьи > «Постных дней у нас много, и в этом сила Церкви»
«Постных дней у нас много, и в этом сила Церкви»27 ноября 2013. Разместил: and |
Начался Рождественский пост, и, как это часто бывает в дни духовных испытаний, вновь некоторых начинает смущать искусительный вопрос: а так ли уж обязательно столь долго – 40 дней – поститься? Корреспондент «Православия.ру» обратился к протоиерею Александру Салтыкову – настоятелю храма Воскресения Христова в Кадашах, декану факультета церковных художеств ПСТГУ, автору многих книг и публикаций – с просьбой объяснить, для чего пост необходим христианину, в чем смысл и значение постов вообще и Рождественского поста в частности. Вот что сказал отец Александр: Пост дисциплинирует человека – Почему необходим пост? По нескольким причинам. Самая очевидная и самая наглядная причина (и наиболее, я думаю, понятная) заключается в том, что человеку просто-напросто нужно иметь внутреннюю дисциплину. И в этом смысле пост есть некое дисциплинирующее начало. Нельзя же жить по принципу «хочу»: хочу того, хочу этого, хочу, чтобы всё у меня было… Из-за этого необузданного «хочу», когда, например, дети не встречают никаких препятствий со стороны старших и опытных людей, нередко вырастают преступники. Не всегда, конечно, но бывает и так, и нередко. Поэтому очень важно, чтобы дисциплинирующее начало существовало в жизни каждого человека. Таким дисциплинирующим началом в христианской жизни являются посты. Причем, обратите внимание, они строго соблюдаются Православной Церковью. И именно почти только Православной Церковью, по существу. В этом большой плюс и сила Православной Церкви! А ведь очень многие люди говорят, что им, например, трудно поститься. Помню, однажды побывал в Италии, а у меня с собой были карманные календарики, в которых помечены праздничные и постные дни. Я стал дарить их нашим друзьям католикам. Они поинтересовались: «Что здесь обозначено синим цветом? Зачем эти синие квадратики?» Я объяснил: «Синие квадратики – это постные дни, а красные – это дни праздничные». А они в ответ с осуждением: «Как много постных дней, очень много…» Да, у нас много постных дней, и в этом как раз сила нашей Церкви, потому что самоограничение необходимо человеку. Только ограничивая себя, он становится настоящим человеком! Становится борцом, воином, приобретает силу – это очень хорошо. Отказ от поста ослабляет сопротивляемость злым силам – Пост – это одно из правил Церкви, очень полезное для воспитания духа. Но у поста, кроме дисциплинирующей, есть и сакральная сторона. И пост становится некоей духовной дисциплиной тогда, когда он нами совершается в духовных целях. Почему так? Священное Писание отвечает нам на это словами Господа нашего Иисуса Христа: «Сей род (диавольский) изгоняется только молитвой и постом».
Исцеление гадаринского бесноватого. Фреска православного монастыря на горе Фавор. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru.
И то, что сегодня многие отказываются от поста, ссылаясь на какую-то невозможность его соблюдения, крайне ослабляет их сопротивляемость злым силам – как внутренним, так и внешним, всем злым силам. Род сей, дорогие друзья, ничем не изгоняется иначе, как молитвой и постом. Это каждый должен понять. У каждого из вас в жизни встречается множество тяжелых ситуаций, мы часто ощущаем действие какой-то враждебной силы, кто-то непонятно почему нам мешает, у нас что-то не получается, и мы часто не думаем: «видно в поле бес нас водит и кружит по сторонам», как совершенно правильно отметил Александр Сергеевич Пушкин. Поэтому, чтобы не заблудиться в этой вьюге, в этой пустыне, где так мало человеческих лиц встречается в наше время, нужны молитва и пост. В Царствие Небесное ведет узкий путь
Как видим, что первое полугодие каждого года (даже раньше, с декабря предыдущего) – это посты и праздники. Духовная нагруженность православного христианина чрезвычайно велика. Я не знаю, где еще можно встретить такую высокую духовную нагруженность! Но это очень хорошо… Постных дней много у нас, и, повторяю, в этом сила Церкви. Мы с вами должны понять: христианство для нас актуально или нет? Каждый разумный человек должен себя об этом спросить честно. Ведь в результате потрясений XX века мы в огромной степени ушли от традиционного христианства. Оно стало для нас просто некоей такой бытовой традицией – в этом именно смысле мы ушли от его традиционности. Ну, конечно, как православные христиане мы не отходим от каноники православной, но от бытовой стороны мы уже давно ушли. И поэтому каждый из нас должен спросить себя: «Что для меня христианство? Насколько оно для меня является важным в жизни?» Вот если оно для нас подлинно важно, то надо точно сформулировать, в чем именно его важность, что оно дает нам, зачем оно нам нужно. А если ты не видишь в христианстве ничего важного для себя, если для тебя в христианстве ничего замечательного нет, то ведь дверь открыта! Никто никого никуда не тянет, ни к чему не принуждает! Душа человеческая свободна, как она была свободна у Адама и Евы. Они хотели – и слушали Бога; захотели – послушались сатану. Так что, пожалуйста: всегда остается у каждого человека выбор. Но если все-таки мы с вами делаем выбор стороны Бога, если мы выбираем Господа и путь Господа, то мы должны понимать, что это – путь трудный, что «узкий путь и тесные врата ведут в Царствие Небесное». Значит, нам нужно приготовиться к трудностям, нужно приготовиться к испытаниям. А их мы боимся, да? Но есть же песни, в которых мы поем, что «не боимся испытаний»! Вот так всегда воспитывали нашу молодежь: что, наоборот, мы идем как раз узкой тропой… Мы любим об этом говорить, а на деле что же? А сила христианства именно в том, что оно ведет нас безусловно узкой тропой! Мы должны хоть в чем-то себя ограничить, если мы помним о Христе – Но вы спросите: а куда эта узкая тропа ведет? В жизни ведь так много радостей, так много приятного… Вот тут как раз и надо задать вопрос: а что такое вечность для меня? Есть ли вообще эта вечность, и что я жду от нее, от вечности? Вообще, люди очень мало думают о вечности, но ведь жизнь на самом деле очень коротка! В молодости она кажется бесконечной, и это справедливо, потому что она бесконечна в самом деле. В старости она для верующего человека тоже кажется бесконечной, потому что смерть – противоестественна. Но она неизбежна… Поскольку противоестественность смерти мы преодолеть не можем, мы должны понять, что она есть и что следует за ней. Нет никакого сомнения, что смерть есть последнее испытание в человеческой жизни. А человек ведь никогда не соглашается с кратковременностью своей жизни. Он всегда протестует против нее и хочет, действительно, бесконечного ее продолжения. То есть он хочет вечности как раз. И она есть! Потому что есть Бог, и «Бог есть не Бог мертвых, но Бог живых», как нам говорит Священное Писание. Но, чтобы нам как следует приготовиться к этому самому большому переходу, к самому серьезному испытанию, нужно какие-то подготовительные действия совершить. Нужно подумать о том, как и какими средствами себя укрепить. А обойти это препятствие нельзя, значит, нужно идти, как говорится, «на прорыв». Я такое военное слово специально употребляю, потому что именно так учили всегда отцы Церкви с древнейших времен. Они всегда сравнивали Церковь с воинством, а христианина – с воином. А воину всегда приходится иметь лишения: он недоедает, он не всегда может выспаться, на него может быть совершено нападение, его могут даже убить, как известно. Ну, духовного убийства, конечно, нам весьма нежелательно, но всякие опасности существуют на этом пути. Итак, мы либо идем такой военной тропой – трудным путем христианина, опасным путем, «путем опасным, как военная тропа» (как где-то сказано, а он таковым как раз и является) – это наше понимание пути к вечной жизни. И символизируется оно Распятием Христа. Потому что Распятие Христа – это единственный в мире религиозный символ, который говорит о главном. Масса символов существует и в других религиях, но это все пустяки какие-то или глупости, например звездочки какие-нибудь там или невесть какие лунки… Но страдания человека – это действительно важнейшая тема для всего человечества, основная тема. Страдания… И поэтому Распятие, изображающее страдающего Человека, есть подлинно живой и настоящий богочеловеческий символ. И он нам всё объясняет. Поэтому, приближаясь к Распятию, мы должны хоть в чем-то, хоть немного себя ограничить. Если мы помним о Христе, если Он нам дорог, если Он нам нужен, если мы хоть отчасти вникаем в Евангельские тексты, так подробно повествующие о страданиях Христа за человечество, – так давайте хоть в чем-нибудь за ним и пойдем. Хоть в чем-то, хоть немного ограничим свои часто не совсем хорошие потребности и совсем ненужные желания. Тогда мы будем более близки ко Христу и будем более достойными людьми, потому что мы сможем обуздать свои страсти, свои пылкие (часто ненужные) желания и следовать в жизни более высокому призванию. К Рождеству Спасителя необходимо подготовиться – Начался пост Рождественский. Он начался на день апостола Филиппа, и уже само по себе это не случайно. Потому что апостольский подвиг – это, конечно, подвиг людей, особенно преданных Христу и Ему наиболее близких. Апостольский подвиг всегда был связан с лишениями, страданиями, с отважным стремлением пройти через любые препятствия, дойти до любых глубин, ничего не боясь, чтобы всем засвидетельствовать о Христе.
Поклонение волхвов. Фреска XII в. пещерной церкви, Каппадокия.
И именно с памяти апостола Филиппа, по особому Промыслу Божию, мы начинаем движение к Рождеству Христову. Пусть апостол Филипп укажет нам этот путь. И пусть его святая память будет для нас как бы руководящей звездой на этом пути, если хотите. Мы знаем, что молитвами апостолов на этой земле освящены все дороги, ведущие ко Христу, потому что начали эти дороги именно святые апостолы. А через несколько дней мы будем праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы. Именно в этот день, который по новому стилю приходится на 4 декабря, в храмах начинают исполнять Рождественские стихиры «Христос рождается, славите!» Пречистая Дева, будучи малым ребенком, вводится во храм, Она целиком посвящается Господу, и ангелы поют, воспевают и пророчествуют об этом особом служении Пречистой Девы, избранной от всего рода человеческого. А затем идут у нас другие праздники: день апостола Андрея, день святителя Николая, далее мы вспоминаем праотцев – вспоминаем родословную Христа, свидетельствуя о том, что воистину Христос стал Богочеловеком. Он воспринял плоть человеческую, не был призрачным явлением или чем-то еще – Он был именно Богочеловеком. А родился Он как человек – и это именно очень важно для всех нас. Ибо существует масса сект, например ислам, которые считают, что всё это было призрачным. Что было какое-то особенное созданное Богом существо избранное, но не Сын Божий. Нет, мы с этим не согласны. Самое главное в Боге – это любовь, а любовь Христа в том, что Он сошел на землю, воспринял плоть человеческую, родился как человек. В этом был уже кенозис Христа, то есть его добровольное самоуничижение. В этом был и Его Божественный подвиг, который увенчался Его распятием. Поэтому нам важно помнить и о телесной природе происхождения Иисуса Христа. Он родился, как человек, но, в то же время, и не как человек: Пречистая Дева не знала болезней рождения. Она была как бы вместилищем, Она дала Свою плоть Божественному Логосу – Слову Божию, пришедшему на землю. А болезней рождения, как это присуще всем людям, Она не знала. Это случилось под действием благодати Божией: поэтому Она и так велика, поэтому Она выше ангелов, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Поэтому мы Ее и особенно почитаем через Рождество Христово. И второй день Праздника Рождества есть Праздник Собора Пресвятой Богородицы. Это отправная точка нашего почитания Христа, Его пришествия на землю через Рождество, к которому мы с вами можем только постепенно приготовиться. Чтобы понять его, мы должны вдуматься в это Божественное воление, в Его величие, в Его таинственность, в Его полную и окончательную исключительность. А на это нужно время и сосредоточенность духа. Время нам дается отсчетом дней поста, сосредоточенность духа нам дается постом и молитвой. Дается нам также она богослужением и покаянием. Вот к этому всему мы и должны с вами обратиться – для того, чтобы к Рождеству Христову текущего года подойти уже с новым, более высоким пониманием, сделав хотя бы небольшой шаг к более глубокому проникновению в смысл учения Нового Завета; чтобы приблизиться к заповедям Божиим, которые мы должны исполнить для того, чтобы пройти разные испытания, вплоть до смертных, и войти в вечную жизнь. Это непростая задача, но Господь нас призывает к ней и помогает нам ее решить. 29 ноября 2013 года |