DataLife Engine > Новости, Новости в Украине, Православный взгляд > ЕВРОМАЙДАН. Политика — грязное дело? Или ответственность за собственное будущее?
ЕВРОМАЙДАН. Политика — грязное дело? Или ответственность за собственное будущее?8 декабря 2013. Разместил: and |
ЕВРОМАЙДАН. Политика — грязное дело? Или ответственность за собственное будущее?Каждый раз перед очередными парламентскими или президентскими выборами, в момент принятия важнейших решений в жизни государства, православные христиане, как и все наше общество, подвергаются волнениям, смуте, манипуляциям и вражде. И это не потому, что политика — грязное дело, а потому, что в современной политике сконцентрированы почти все человеческие интересы, проблемы, устремления, желания и мечты.Протоієрей Діонісій Мартишин — викладач Київської духовної академії, професорМіжнародної кадрової академії, автор книги про соціальне вчення Церкви Если согласиться с утверждением, что любое занятие политикой приводит только ко злу, то с таким же успехом можно сказать, что и общение между людьми — это зло. Потому что, общаясь между собой, люди могут материться, оскорблять друг друга, а в конечном итоге могут даже броситься на человека с ножом. Любой здравомыслящий человек понимает, что такое рассуждение абсурдно. Следовательно, правильно будет сказать, что и политика — это часть человеческого бытия и от неё нельзя отмахнуться, надеть беленькие перчатки на руки и сказать, что нас эти процессы не касаются. Православных христиан современное общество и так часто обвиняет в лицемерии, фальши и обмане. Мол, смотрите, верующие вне политики, но деньги на строительство храмов берут от политических партий и политических лидеров. Нам христиане говорят, что они не от мира сего, но власть и государство церковники поддерживают. Сложный мир политики и сложившаяся ситуация в Украине требует прояснения отношения Церкви к миру и политическим процессамПри этом, всегда священник, богослов или мирянин, обсуждая или анализируя тему политики, рискует попасть в ряды врагов самой Церкви. Сегодня любая публичная полемика в Церкви, к огромному сожалению, очень часто скатывается к личным выпадам и поиску виновных во всех бедах Православия. Злоба, неприятие, отторжение, негодование и буря разных эмоций обрушивается на голову богослова, рискнувшего затронуть эту тему. Целый шквал обвинений, недоумений и споров сопровождает тематику соотношения Церкви и политики. Учитывая важность политических процессов для жизни социума, Церковь всегда подчеркивала, что сфера политического служения народу и Отечеству сопряжена с ответственностью, жертвенностью и мужеством в решении сложнейших задач человеческого бытия. На сегодняшний день важнейшими документами социального учения Православной Церкви, в которых подробно и ясно освещено отношение Церкви к государству и политической деятельности, являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «О практике заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах». В этих документах отмечается, что современная политика немыслима без евангельских норм морали, социальной справедливости, милосердия, заботы о материальном и духовном благе народа. Православный политик должен всегда помнить о любви Христовой и стремлении преобразить мир на основе Закона Божьего. Поэтому Церковь учит, что христианин, мирянин может принимать активное участие в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в деятельности различных политических организаций. Более того, даже существование православных политических партий Церковь воспринимает как положительное явление, которое стимулирует развитие гражданского общества, политической культуры и конкуренции, направленной на развитии нашего Отечества. С другой стороны, Церковь, прекрасно понимая, что в условиях реального глобального мира процессы политического противостояния разделяют наше общество, поляризуют, вносят противоречия и даже раздор, критически негативно воспринимает участие священнослужителей (пастырей Церкви) в открытых политических процессах и политической борьбе. Богословие Православной Церкви открывает христианину главную истину, которая заключается в том, что в церковном собрании, где господствует Христос, упраздняются всякие политические, идеологические, культурные и национальные разделения. Миссия священника — в проповеди Слова Божьего, служении Таинств Церкви и делах милосердия. Согласно учению Церкви священник не вправе заниматься политикой, принимать участие в политической агитации, самому избираться в парламент, областные и районные советы. Вопреки всем политическим манипуляциям Церковь Христова ясно свидетельствует: «Недопустимо излагать личные политические взгляды с церковного амвона» (Соборный документ «О практике заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний»). Поэтому призывы некоторых церковных иерархов и священнослужителей поддерживать определенные партии, блоки и политические объединения — это нарушение соборных вероопределений Православной Церкви. «Священнослужители и монашествующие не имеют права заявлять о поддержке всей церковной полнотой какого-либо государственного строя, какой-либо политической доктрины, какой-либо партии или политического лидера» (Соборный документ «О практике заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний»). Сегодня мы видим, что многие политические силы хотели бы на основе вероучения Церкви искусственно сформулировать новую идею национализма, развитого социализма, коммунизмаНе случайно для большинства наших современников образ Православия — это, по слову известного российского журналиста и писателя Дмитрия Быкова, что-то «среднее между геополитически озабоченным байкером и уверенно впадающей в маразм кроткой старухой, в ответ на любую государственную (или соседскую) глупость приговаривающей только, как в чеховском «На святках»: «Дай Бог здоровья»» (Быков Дмитрий. Толоконные лбы). Не обязательно быть политологом или экспертом в области социологических исследований, чтобы понять, что украинское общество глубоко разделено. Но, несмотря на все культурные, ментальные и исторические различия украинского народа, для всей Церкви Христовой любое разделение — это боль и рана. Те, кто страстно, дерзко, но вполне искреннее, желают достойной и лучшей жизни для своих детей в цивилизованном мире, и те, кто не мыслит себя вне русской культуры, общей истории Святой Руси — все вместе, они составляют одно единое и неделимое Тело Христово — Народ Божий. Нашему взору открывается грустная картина: народ и Украины, и России, лишенный достойной жизни, социальных гарантий, стабильности, уверенности в завтрашнем дне, вполне логично и естественно впадает в состояние отчаяния, апатии, неверия и цинизма. Общество на наших глазах, по высказыванию русского писателя Александра Проханова, превращается в «мучительные центры страдания, волокна боли, импульсы протеста и раздражения» (Проханов А. А. Время золотое: роман). И на этом фоне тотальной деградации, разрушения и хаоса отдельные лидеры разных православных братств, движений, гражданских объединений вместе с представителями власти только разводят демагогию о вопросах духовности. Например, выступая на трибунах международных конференций, они, как правило, могут вещать об особом пути Православия, Святой Руси, Русского мира, а в кулуарах вполне «гармонически» приобщаться к адептам идеологии цивилизации потребления и гегемонии доктрины «золотого миллиарда». Стремление к подлинной демократии (власти народа), уважению личности, достатку, модернизации, достойной жизни, свободе и реализации прав человека — это и есть европейские ценности, о которых сегодня столько говорят. И не вполне корректно людей, стремящихся к этим ценностям, называть содомитами и гомосексуалистами. Равным образом и тех христиан, которые стремятся к духовному единству с Россией, тех, кто молится о единстве Церкви Христовой, нельзя называть русскими шовинистами и империалистами. Когда христианину трудно показать реальные плоды евангельской жизни, тогда возникает огромный соблазн акцентировать свое и общественное внимание сугубо на истории и национальных традициях. Православный христианин гордится культурными и духовными феноменами Святой Руси, аскетическими подвигами своих православных предков, воинскими подвигами своих вождей и национальных героев, но при этом в его личной и соборной настоящей жизни нет никакой духовной преемственности, пассионарности, воле к победе и собственных духовных достижений. По мнению некоторых «политически одержимых» религиозных мыслителей, единство церковной жизни достигается не через единение в Евхаристии, а посредством революционной борьбы за национальные интересыФанатизм, радикальный национализм, ксенофобия, нетерпимость к инакомыслящим личностям, массовый психоз в поиске внешнего врага Церкви воспринимается определенными церковными группами либо как «священная война» за единство Русского мира, либо как «освободительная борьба» за независимую Украину. Все это усложняется упрощенным подходом к сложным реалиям духовной жизни. Вместо изучения Священного Писания, богословия Церкви, вместо борьбы с грехом, собственной инерцией, пассивностью, апатией, леностью и равнодушием, многие интеллектуалы, церковные мыслители, священнослужители, особенно представители определенных раскольнических сил, воспринимают мир сугубо в черно-белых красках и жесткой дуалистической модели противопоставления левых и правых, демократов и коммунистов, националистов и империалистов. Вся соборная Полнота Русской Православной Церкви свидетельствует: «Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян» (Раздел V «Церковь и политика», пункт 2 // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви ). Не дело православных приходов и отдельно взятых православных христиан единолично и самовластно определять политический и государственный строй нашего общества. Быть ли нашему обществу коммунистическим, националистическим, монархическим, республиканским, капиталистическим, демократическим, социалистическим или каким-нибудь еще — решает все современное общество, а не отдельные гражданские, политические или религиозные группы. «Священнослужители и монашествующие не имеют права заявлять о поддержке всей церковной полнотой какого-либо государственного строя, какой-либо политической доктрины, какой-либо партии или политического лидера» («О практике заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний»). Русская Православная Церковь, учитывая печальный опыт Синодальной эпохи, безбожных гонений в XX веке, внесла в «Основы социальной концепции» следующее положение: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах». И далее: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении» ( Раздел III «Церковь и государство», пункт 5 // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). Таким образом, каждый раз, принимая участие в выборах, «революциях» на Майданах, христиане должны смотреть не только рекламные ролики политических лидеров, но и осмысливать происходящее через призму Закона Божьего, личной совестиЦерковь Божия всегда выступает против диктатуры, насилия, зла, обмана и лжи, подобно тому, как Спаситель мира выступал против власти книжников, фарисеев и любых конформистов в вопросах сохранения нравственной чистоты. Апостолы Христовы приносят в мир ощущение новизны бытия, обновления духа, ликование сердца, творческое вдохновение и неземную радость жизни. Живая вера, готовность жить со Христом вопреки консерватизму иудаизма, римской политике, моральным устоям языческого общества двигали апостолами на пути церковной миссии провозглашения Евангелия всему миру. В неразрешимый духовный конфликт между буквой закона и свободой духа православное богословие внесло новые аспекты понимания проблемы. Богословие образа и подобия Божия в человеке, устраняющее всякое национальное, политическое и культурное противоречие, преодолевает национализм иудаизма и римский индивидуализм. Для Церкви Христовой вопросы политической идеологии, национальной идеи, экономического процветания, культурной унификации являются второстепенными в сопоставлении с учением Христа, Его любовью, властью и милосердием. Как бы православный человек не вовлекался в процессы политической борьбы, как бы он не переживал о судьбах своей Родины, но когда он приходит в храм, он должен оставить политические лозунги, плакаты, ленточки и политические знамена за церковной оградой. Переступая порог храма, христианин должен радоваться тому, что, несмотря на все границы и преграды в истории человечества у Чаши Христовой — мы все едины, люди всех национальностей, разных политических взглядов, убеждений и культурных устремлений. Злоба, подозрительность, ненависть и проклятие — это проповедь от лукавого. Важнейшей характеристикой подлинного христианского бытия является духовная радость и славословие Творца. Более того, именно обязательность наличия духовной радости, ликования сердца характеризуют настоящую духовную жизнь. Непременность радости и благодарения должны составлять основу миросозерцания христианина. Только такое состояние способно спасти христианина от экзистенциального одиночества, пустоты и отчаяния, царствующего в мире греха и распада.
http://orthodoxy.org.ua/ |