DataLife Engine > Новости > Суббота Страстной Седмицы Великого поста
Суббота Страстной Седмицы Великого поста18 апреля 2009. Разместил: and |
Суббота Страстной Седмицы Великого постаСия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен.
Заключительная строка кондака и икоса В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.
Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев,
Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе
в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба
привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария
Магдалина, мать Иакова и Иосиева.
Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о
Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы
Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из
мертвых, - в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко
гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем
доставили истине новое подтверждение.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Христос положен был в новом
гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не
могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы
ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями
случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и
враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из
воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения,
так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно,
чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что
Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем
последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была
скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить
слову о воскресении".
Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше
Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой
седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом
миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно
сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил
его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного
творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день - пяток, паки
возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом
и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув
животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во
гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и
Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в
руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим
избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам
святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь
наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с
плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде
сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог
неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть
разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную
порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом
гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень.
Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в
скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, -
твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем,
как снедь и наслаждение для себя.
На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница
при пении "Святый Боже..." выносится священнослужителями из храма на
главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание
сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем,
по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским
Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом
Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.
В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется
канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча
переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут
ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в
память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении
Его из мертвых.
В исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28
Евангелие от Матфея
По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень,
сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на
нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; и
устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;
Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю,
что вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь - Он воскрес, как сказал.
Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее,
скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в
Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба,
они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.
Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и
сказал: радуйтесь! И они , приступив, ухватились за ноги Его и
поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите,
возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили
первосвященникам от всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и
сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что
ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об
этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.
Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие
между иудеями до сего дня.
Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им
Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И
приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на
земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами
во все дни до скончания века. Аминь.
Мф. 28, 1-20
Жизнь со Христом
Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.
Рим. 6, 8 Вот слова святого Апостола Павла, которые мы слышали с вами мои
возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня за Божественной
Литургией во время апостольского чтения. Спасительно нам прежде всего
знать, что значит умереть со Христом.
Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо Апостол
употребил слово умерли в отношении к людям живым, а смерть для мира, то
есть для страстей. Об этом тот же Апостол говорит в послании к Галатам:
те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5,
24). Ясно отсюда, что мы умрем со Христом только в том случае, если
умертвим свои страсти чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали,
уныния, тщеславия и гордости. А умерщвление страстей есть подвиг,
который можно назвать добровольным мученичеством. Так учил и святой
Феодор Студит, говоря, что иноки каждый день умирают через отсечение
своей страстной, греховной воли. Поэтому они наследуют мученические
венцы, как и святые мученики.
Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам. Но
мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла, неизбежна в
жизни всех, которые стремятся быть Христовыми. Да и как может быть
иначе, когда Господь заповедал всем своим последователям узкий и
тернистый путь, говоря: и кто не берет креста своего и следует за Мною,
тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Таким образом, чтобы жить со Христом,
надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.
Что же значит: жить со Христом? - Жить со Христом, значит,
находиться с Ним в единении. А единение со Христом есть ничто иное, как
наша любовь к Нему, стремление нашего сердца всегда помышлять о Нем,
всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное.
Любовь ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности,
исполнение нами Его Божественных заповедей: Если любите Меня, соблюдите
Мои заповеди (Ин. 14, 15). Поэтому мы будем исполнять Его заповеди.
Мы будем жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться
плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость
Христа, о которой Он говорит: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в
любви Моей... радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет
совершенна (Ин. 15, 10-11).
Эта радость Христа в особенности, как нигде, подается всем
истинным Его последователям в Таинстве святого Причащения. Делая нас
едино с Богом по благодати, сие Таинство дает нам еще в земной жизни
небесное, райское блаженство. И если мы не испытываем от святого
Причастия того блаженства, которое ощущали святые угодники Божии, то
только в силу того, что плохо исполняем спасительные заповеди, не хотим
расстаться со своими страстями и их в себе не умерщвляем.
Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею главною
заботою твердую решимость бороться со страстями до их умерщвления.
Тогда мы будем жить со Христом, то есть исполнять неуклонно все Его
заповеди, и обладать еще здесь, на земле, плодом их - Божественной
радостью, черпая ее из многих благодатных источников нашей Православной
Церкви и, в особенности, в Таинстве святой Евхаристии.
Во всей же полноте эту радость за умерщвление своих страстей и
исполнение Божественных заповедей мы будем испытывать в загробной
жизни, когда соединимся на веки с умершим за нас и воскресшим Господом
для нескончаемого блаженства в Его Небесном Царстве, чего да сподобит
нас Господь по Своей неизреченной милости к нам грешным. Аминь.
Архиепископ Серафим (Соболев) |