DataLife Engine > Новости, Православный взгляд > Секты предлагают легкий путь

Секты предлагают легкий путь


2 мая 2014. Разместил: and
Игумен Иоанн, ректор Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидат богословия. Интервью газете Открытая линия

– В настоящий момент Николо-Угрешская духовная семинария в нашем городе приобретает значение духовно-просветительского центра. Сделалось известным противосектантское направление деятельности семинарии. Это выражается в проводимых вами конференциях. Как часто проходят конференции, на которых вы обсуждаете проблему сектантства?

– Пока мы провели две конференции – в 2012 и в 2013 году. Инициатива их проведения принадлежит преподавателю Николо-Угрешской духовной семинарии, почетному работнику образования РФ Алексею Юрьевичу Соловьеву. Он начинал работу по противодействию разрушительному влиянию деструктивных культов еще будучи сотрудником департамента образования Москвы (откуда потом перешел на работу к нам в Николо-Угрешскую духовную семинарию). Им собрана обширная информация о деятельности разнообразных сект, активно стремящихся внедриться в различные сферы жизни нашего общества. Первую конференцию в октябре 2012 года мы посвятили теме оккультных сект. Называлась она «Оккультизм в современном мире». В прошлом году прошла конференция на тему «Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное направление?».

В нашей семинарии еще до того, как мы стали проводить подобные мероприятия, уже имелся опыт работы в данном направлении. В частности, была организована рабочая группа по борьбе с сектой «Центр «Надежда». Ее основатель Надежда Антоненко развивала тему оккультного целительства, занимаясь, по сути дела, мошенничеством в сфере здравоохранения. Она имела юридический адрес в нашем городе и еще в 2000 году проводила ряд мероприятий псевдомедицинского направления. Не скажу, что только благодаря деятельности нашей группы (хотя, несомненно, и при ее участии) эту вредную для физического и духовного здоровья людей секту удалось закрыть, а ее лидера привлечь к уголовной ответственности.

Семинария – это церковно-образовательный центр, и здесь мы готовим будущих пастырей Церкви и специалистов в области богословия. Семинаристы тоже принимают участие в нашей антисектантской деятельности. Так, один из выпускников семинарии, священник Алексий Зощук (сейчас он служит на Украине) в 2006 году защитил дипломную работу на тему «Оккультное целительство: духовные и медицинские основы». Тема данной работы была раскрыта на примере деятельности упомянутой секты «Центр «Надежда».

Изучая вред, наносимый обществу псевдорелигиозными организациями, мы стараемся усилить его духовную безопасность, проявить заботу о том, чтобы наиболее незащищенная его часть не уклонялась от духовной традиции, которая является основой нашей национальной культуры. Чтобы люди не покупались на те ложные аргументы, которые приводят лидеры новых религиозных движений.

– Сейчас в моде целители всех мастей. Разве они тоже сектанты?

– Есть такое направление – оккультно-псевдоцелительское. Хотя это не единственное направление именно сект оккультных. Но целительство – это то, что наиболее привлекательно. Потому что все мы испытываем какие-то проблемы со здоровьем, у кого-то – меньше, у кого-то – больше. На этом и паразитируют данные секты.

– Часто целители прикрываются иконами, и на это «покупаются» люди.

– Да. Такое направление тоже изучается. Можно сказать – это происходит под маской Православия.

– Кто чаще всего попадает в секты?

– Конечно, к радости нашей, по сравнению с 1990-ми и началом 2000-х годов, люди старшего и среднего возраста уже приобрели какой-то иммунитет против сект. Чего не скажешь о молодежи. Потому что молодежь, к сожалению (в силу того, что не такой сейчас высокий уровень образования, не такая высококультурная среда), не так заинтересована в вопросах духовной жизни. Поэтому через различные игры, через общение, через какие-то средства молодежной субкультуры, употребляя определенные технологии психологического воздействия, лидерам так называемых новых религиозных движений удается увлечь молодых неопытных людей в свои управляемые группы.

– В чем опасность сект?

– Для общества в целом опасность сект заключается в том, что традиционные духовные ценности, духовный опыт, накопленный поколениями, заменяется некими суррогатами. Кроме того, здесь формируют направляемые и управляемые группы. Как я уже говорил, в этом году мы проводили конференцию под названием «Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение?». В чем здесь выражается оккультизм? В том, что само направление неопятидесятничества (или, как еще его называют, харизматическое движение) использует некие внешние символы в отрыве от внутреннего содержания. Состояние эмоциональное, состояние экстаза они характеризуют как признаки достижения благодатного состояния, «помазания Духом Святым». При этом авторитет духовных традиций, догматов, вероучения, основанного на Священном Писании, Библии, всячески принижается.

В чем еще мы видим опасность? Именно в нашем городе, на нашей древней и святой Угрешской земле в настоящее время активно развивается неопятидесятническая секта, именуемая «Новый завет». Ее центр располагается по адресу улица Зеленая, д.8-А.

Есть там такой епископ Эдуард Грабовенко. Он – руководитель этого направления у нас, в России. Такой не очень выразительный оратор. Но он использует следующий тезис, буквально привожу его слова: «У этой страны было много наставников, но мало отцов; мы пришли усыновить ее». В данном случае он интерпретирует слова Святого Апостола Павла из «Первого послания к Коринфянам»: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием»(1Кор.4:15). Но позвольте! Неужели наш народ, с более чем тысячелетней христианской традицией, не имел таких отцов в лице своих святых, просветителей, защитников Отечества? Вообще, когда мы общаемся с протестантами (и особенно с теми, кто называет себя неопятидесятниками, хотя они себя так не именуют), поражает их удивительное бескультурье и нежелание знать и уважать нашу историю, духовные корни.

– Но мы считаем, что там баптисты, а там – неопятидесятники?

– Неопятидесятники и баптисты. Это официальное название – пятидесятническая церковь. Хотя кто-то в своем названии этого не употребляет вообще. Они называют себя «Новый Завет», христианская церковь, и все.

Так вот, опасность состоит в (не побоюсь этого слова) растлении нравов. Когда религиозный деятель начинает свою деятельность с того, что с таким пренебрежением относится к существующей духовной традиции, то как можно характеризовать это религиозное направление? То есть, это – захватничество, практически захват города. В частности, захват города вот этой религиозной организацией. Почему? Потому что она действует через наиболее социально незащищенные слои населения.

Вот мы назвали общественные организации, которые там созданы. Их – три: «Ветер перемен», «Здоровая молодежь» и «Гражданская инициатива» (не путать с местным ОО «Гражданская инициатива», – прим. ред.). Поскольку организация располагает большими средствами, они организовывают питание инвалидам.

Не будем сейчас конкретизировать, но скажем так: общественная организация, руководимая этой церковью, в Дзержинском осуществляет деятельность по вовлечению в число своих адептов наиболее социально незащищенных граждан нашего города. Этот метод очень хорошо испытан протестантами. Они всегда и везде начинают именно с этого. Не будем здесь сейчас называть имен и должностей, но, к большому сожалению, люди, обладающие определенными полномочиями в администрации, а также общественные деятели нашего города способствовали вот этому проникновению и поддерживали их – именно как лиц, занимающихся социальной работой. Может быть, не разобравшись первоначально.

Мы на эту тему проводили встречу с главой города. Тогда им еще был Алексей Николаевич Плешаков. Даже подготовили видеоматериалы. Это было как раз перед конференцией. Там были собраны все руководители социальных направлений.

Секты создают общественные организации социальной направленности, чтобы прикрыть религиозную деятельность. Под предлогом того, что они занимаются реабилитацией наркозависимых, социально незащищенными слоями населения, оказывают материальную благотворительную помощь этим несчастным людям – инвалидам, которые действительно оставлены.

– Что может сделать Православная церковь?

– Конечно, надо самим кормить. Здесь инициативу должны проявить не только священнослужители, но и прихожане, которые тоже могут с ней выступить. У нас, например, при семинарии уже четвертый год существует общество милосердия. Мы помогаем нашим прихожанам и на дому, приходим к ним. Слушатели богословских курсов «Сокровенный мир Православия» занимаются этим на добровольной основе, насколько им позволяют время и возможности, потому что все там – люди работающие и семейные. Также у нас есть другое направление – сотрудничество с городской больницей, куда наши братья и сестры тоже на добровольной основе приходят и помогают тяжелобольным. Ухаживают за ними в стационаре.

– Много таких людей?

– Около 40 добровольцев у нас есть.

– Как в добровольцы записаться можно?

– При входе в монастырь на доске объявлений есть объявление о службе милосердия.

– К нашей областной организации «Милосердие» это не имеет никакого отношения?

– Просто названия одинаковые. Небесной покровительницей нашего движения мы избрали Святую преподобномученицу Елизавету. В своей жизни она явила пример добродетели милосердия. Регулярно служим ей молебны. Собираются добровольцы, молимся об укреплении. Потому что Великий Пост – это такое время, которое более подходит для дел милосердных (хотя это – программа для всей жизни христианина). Всегда нужно делать добрые дела. Это для нас такое средство, которое еще более приближает нас к Господу, укрепляет нашу веру.

Поэтому социальное служение – это достояние не только протестантов, которые в данной сфере активны. У нас в Православии тоже есть соответствующий опыт. Я всегда говорю, что Церковь – это не только представители духовенства, а это народ Божий. Когда это будет у нас – активность такая и ответственность перед нашей церковью – вот тогда мы только и сможем что-то благое совершить и изменить нашу жизнь к лучшему.

Основным тезисом деятельности нашей группы добровольцев мы выбрали слова из Первого послания Святого Иоанна Богослова, который говорит: «Станем любить не словом и языком, но делом и истиной». Именно любовь делом и истиной и делает ближе к Господу Богу тех, кто на это решился.

– Можно ли дать рекомендации, как противостоять всем этим манипуляциям разных сект (особенно молодежи, родителям)? Как человеку не попасть в секту? А если попал, то что делать?

– Нужна просветительская работа. Мы многократно встречались в городе встречались со многими руководителями и рассказывали об одном замечательном православном театре. Они уже два раза у нас выступали. Оба раза их спектакли помогал организовать генеральный директор строительной фирмы «Фобос» Леонид Николаевич Дзядевич.

Это театр, который работает именно на чужих площадках, не на своей. В его репертуаре в 1990-е годы был спектакль «Вернись в дом свой», в котором рассказывается о том, как люди попадают в секту, как секта их затягивает. Наконец, как люди оказываются у разбитого корыта в своей жизни. Они теряют семьи, друзей, близких. Потом – как уже несчастные и страдающие люди, их родители осмысливают происходящее. Все вместе собираются и идут к православному священнику. Там, действительно, прекрасная художественная находка: что такое священство. Они зажигают свечу от апостола и друг другу передают зажигающийся свет. Это все происходит на сцене – на фоне образа храма. В центре стоит священник, а они так все свечу передают и передают, она зажигается.

– Как благодатный огонь почти…

– Да, и само название – «Вернись в дом свой». Но последние десять лет спектакль не востребован. Они его свернули. В последний раз они выступали у нас на празднике «Сретение на Угреше». В Москве всего три православных театра: Камерная сцена, театр «Глас» и Московский драматический театр художественной публицистики.
Это – как один из элементов. Тем не менее, необходимо много чего. Помню, как приехала ко мне группа саентологов, которые пытались меня вербовать после критической статьи на сайте газеты «Открытая линия» в их адрес. Я посмеялась, но десятки людей вокруг хватаются за этот «легкий» путь к ложному совершенству, псевдоустроенности.

К нам приезжают проповедники, я посоветовал бы читателям на сайте Николо-Угрешской духовной семинарии посмотреть видеозапись выступления Джеральда Армстронга. Некогда он был одним из руководителей секты, но затем отошел от этой деятельности, вернулся в лоно Церкви и теперь разоблачает деятельность саентологов.

– В потребительском обществе идеология такова, что все ищут легких путей (в том числе, и в религии). А в Православии все сложно…

– Я скажу так. Действительно, Евангелие говорит: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».

С другой стороны, чтобы человека не испугать, нужно сказать следующее: сразу от тебя не требуется взойти на высоту совершенства. Ты должен постепенно преодолевать этот путь, изучать слово Божие, закон Божий. Постепенно идти. Но требуется твердость намерения и достоинство жизни; служение христианина в том, что он преодолевает себя. Совершенствуется в этом преодолении. Он несет свой крест, а без труда невозможно достичь совершенства.

Там, где тебе предлагают здесь и прямо сейчас получить какое-то духовное озарение – уже кроется подвох. Это невозможно.

В Евангелии сказано по этому поводу: «Не ищите сокровищ на Земле». А здесь говорится: если у тебя есть хорошая работа, ты уверенно занял место в среднем классе, у тебя благополучное положение в обществе, тебя там всячески превозносят и т.д., то ты уже благословен Богом. Это – твоя цель.

Вот в чем опасность. В такую секту гораздо легче увлечь, чем в Православие, где, как вы говорите, все сложно. Так вот, именно в том, что сложно – и есть привлекательность. Апостол Иаков в своем послании, которое находится в Библии, говорит: «Кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии». Значит, сам труд по достижении светлой цели, каковой является Царство Божие, доставляет христианину радость и веселие.

В Псалтыри еще сказано: «Большая часть жизни человека – это труд и болезнь». Никто и никогда еще от этого не избавился. Мы можем облегчить себе жизнь внешне, но все равно мы не найдем здесь, на Земле, истинных благ. Не в сфере материального их нужно искать. В душе, в ее совершенствовании, в ее просветлении человек приобретает благодать, и уже здесь он находится в преддверии близости Бога.

Поэтому сама постановка вопроса, что в Православии все сложно, нелепа. А почему должно быть просто? Например, вы пришли в церковь, а там читают на церковно-славянском языке, сложно понимать. Но, извините, а сколько людей сейчас изучают компьютерный или иностранный языки? Никто при этом не жалуется на то, что это сложно. Все понимают, что есть определенная цель. Так и здесь есть цель – спасение души. Стяжание Благодати Святого Духа через средства, которые нам Церковью даны. Восприятие огромного духовного наследия, которое нам здесь дается.

Потом, говорят, что сложно стоять в церкви во время службы. Один мой знакомый священник обычно отвечает на это: вспомните, как в перестроечное время приходилось стоять в очереди за колбасой. Все принимали это как необходимость. Так нужно сделать: постоять, чтобы получить колбаску. Неужели богослужение, через которое Господь подает нам Свою Благодать, менее важно?

– Спасибо, отец Иоанн.

Беседовала Алла Кечеджан

http://www.openli.ru/arhiv/8475#.U14Bq1cQbrM