DataLife Engine > Новости > Православный пост по существу своему не мыслим в разделении, он есть единое целое

Православный пост по существу своему не мыслим в разделении, он есть единое целое


28 февраля 2012. Разместил: and

Православный пост по существу своему не мыслим в разделении, он есть единое целое


В наше время, когда современное общество пренебрегает православным постом или совершенно отвергает это величайшее сокровище, данное нам Самим Богом, тема о православном посте является одной из актуальнейших и насущных.
Причинами такого отвержения или отрицания православного поста, с одной стороны, является отголосок прошлого — безрелигиозное мировоззрение, сформировавшееся в нашем обществе на нашей многострадальной земле более чем за семидесятилетнее господство атеизма, а, с другой стороны, мы не можем не считаться с существующим воздействием находящегося в духовно-бедственном состоянии западного мира, где под влиянием протестантской теологии пост не имеет важного значения в его жизни и порой совершенно отвергается.
Мы еще помним, как в советское время в обществе прививалось всякое отвращение к религии, как к пережитку прошлого, присущему только отживающим пожилым людям. Православный пост вызывал, по меньшей мере, недоумение, а на постящихся смотрели, как на самоубийц — ненормальных и отсталых от жизни людей, наносящих вред своему здоровью. Сейчас, в современном обществе, ведётся не явная уже, как раньше, а тайная, но, как и прежде, целенаправленная методическая борьба. Идет разрушение всех основ Православной веры, национальных традиций и культуры, отравление всей благочестивой жизни православных христиан, в которую, как основное начало духовного возрождения (не только одного человека, но и всего общества в целом), входит православный пост; но самое ужасное, что иногда мы не понимаем, что происходит в мире и к чему нас ведут.
Присмотревшись внимательно, мы можем видеть, что в наше время у людей происходит изменение сознания, воспитывается и укореняется новое восприятие мира с западно-протестантским психологическим уклоном, мало в чем уступающим атеистическому мировоззрению; мало кому известно, что на западе верующих в реальное пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа протестанты считают ненормальными.
Сладострастие, пресыщение, невоздержанность и распущенность, бесславящие человеческое достоинство и причиняющие действительно настоящий вред человеческому здоровью и здоровью общества, становятся нормой. Комфорт ставится на передний план, и люди настолько преданы ему, что жизнь свою без этого кумира уже не мыслят, любовь к нему настолько велика, что они готовы за него душу положить, лишь бы быть соединенными с ним навсегда, а речи о посте вызывают у них такую ярость, что они измышляют апологии в защиту своего бога — комфорта. «Забота века и обольщение богатства заглушает слово» (Мф. 13, 22), и мы вместо плодов благодатных, подобно нашим прародителям, поедаем запретные плоды: удовольствие становится смыслом жизни, все высшее, духовное, отодвигается в сторону, и вместо того, чтобы искать прежде всего Царствия Божия и правды его, мы ищем, прежде всего, что нам поесть, что попить или во что одеться покрасивее и помоднее. Раболепство страстям облекается в благородные формы и преподносится в виде чего-то возвышенного и культурного, но как бы мы ни возвышались, предаваясь плотским удовольствиям и усердно служа своим страстям, реально при этом мы можем достичь не Царствия Божия, а пресыщения, которое по словам святителя Василия Великого — начало всякого зла.
Теперь человек сам себе причиняет много горя, если перестает бороться со своими страстями: калечит свое здоровье, тратит душевные и телесные силы, и опускается до уровня животного. И в этой борьбе на помощь ему приходит православный пост — чудесное средство борьбы со страстями, которое вводит в жизнь воздержания и трезвения или, по словам святителя Димитрия Ростовского, — в рай на земле и избавляет от жизни растленной и греховной, что есть ад на земле и превеликое тление.
Потому начнём поститься, как научает нас Святая Православная Церковь, просвещая чад своих светом Христовым, светом Разума и Истины. И, несмотря на все тёмные стороны нашей жизни, мы видим, как идет процесс постепенного духовного оздоровления. Сегодня наша Святая Православная Церковь ликует и торжествует, так как настало долгожданное время перемен, время восстановления в прошлом жестоко поруганного драгоценного национального культурно-традиционного наследия: открываются храмы, воцерковляются блудные сыны и дочери, возвращаясь в Отчий дом, с благоговением соблюдаются православные посты. Но поскольку современное общество XXI века в своей жизни православный пост не считает обязательным, то многие полагают, что православный пост — это лишь отказ от скоромной пищи (мяса, молока, яиц и т.п.), и в этом для них, как они понимают, весь смысл и цель православного поста. Другие в неведении приравнивают православный пост к вегетарианству, диете, голоданию и тем самым производят смешение этих понятий. Кто-то соблюдает диету и голодание с целью оздоровления организма или похудения и при этом думает, что он соблюдает православный пост, в какой-то мере, даже сугубый, а вегетарианец может подумать, что в своем пощении он превосходит православных христиан.
Необходимо признать и тот факт, что большинство людей не знают учения Святой Православной Церкви о православном посте и его величайшей несомненной пользе, о том, что он не самоцель, а лишь путь к добродетели, а добродетель — путь к спасению, к вечной жизни. Поэтому, чтобы нам правильно выполнять деятельный православный пост, начнем рассмотрение его с общих положений, а после и его составляющих.

Пост как воздержание; его виды и составные части
Пост вообще — это добровольное неядение или воздержание желания от наслаждения принимаемой пищей.
Пост называется именно добровольным воздержанием от пищи, а не по причине скудости, как это бывает при отсутствии средств к пропитанию у неимущих людей, и не по причине физической немощи, как это бывает с больными, и не по причине тщеславия, как это бывает у тех, кто лицемерит. В перечисленных моментах хотя и наличествует воздержание среди указанных лиц, но они не стяжают благотворной силы, свойственной посту, так как такое неядение происходит не от добронамерения, а от других причин.

Различают пост четырёх видов: духовный, нравственный, естественный и церковный.
Духовный пост — это добровольное воздержание и удаление себя от всех злых дел вообще и во всякое время, даже, а может быть, особенно, в самые светлые праздники. В Ветхом Завете мы видим, как через пророка Исаию Господь призывает свой народ (Ис. 58, 5 — 7): «Таков ли тот пост, который Я избрал, и день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу, и всякое твое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой и нищих, не имеющих крова, введи в дом твой. Если видишь нагого, одень его, и единокровного твоего не презри».
Нравственный пост — это добровольное исправление нравов, умеренное употребление пищи и пития ради самой благочестивой жизни. В древности многие эллинские философы придерживались такого поста, а в наше время его соблюдают магометане.
Естественный пост, как определяют богословы, состоит в том, чтобы абсолютно ничего не есть и не пить. Соблюдается он православными христианами перед принятием Тела и Крови Христовых, ради святости и благодати, заключающейся в Святых Христовых Тайнах, и, поскольку само естество причащающегося по высоте Таинства располагает к воздержанию от пищи и пития, постольку и называется этот пост естественным.
Церковный пост заключается в добровольном воздержании от пищи по учению и постановлениям святой Православной Церкви. Церковные посты бывают повсеместные, которые православные христиане твердо и неизменно сохраняют в любом месте, и местные — устанавливаемые по благословению священноначалия по особому случаю и на определенной местности, например, по причине войны, наводнения, засухи, моровой язвы, землетрясения и прочих бедствий. Кроме того, различают церковный пост общий и частный. Общий соблюдается всей Церковью, а частный — когда человек сохраняет пост по отношению к самому себе, что бывает или из послушания духовному лицу, или по какому-либо обету.

Пост вообще имеет три составляющие: время, количество и качество.
Время — относится к моменту принятия пищи. По Ветхому Завету постящиеся пищу должны были принимать вечером: «И пошли все сыны Израилевы и все люди, и пришли Вефиль, в дом Божий: и плакали там пред Господом; и постились в тот день даже до вечера» (Суд. 20, 26); «Плакали и постились до вечера о Сауле» (2 Цар. 1, 12); «Клялся Давид, говоря: то и то да сотворит со мною Бог, если, пока не зайдет солнце, вкушу хлеба или иное что»(2 Цар. 3, 35). И из других мест Священного Писания видно, что ветхозаветные праведники во время поста употребляли пищу только один раз и вечером. Святая Православная Церковь своим постящимся чадам не предписывает определенного времени для принятия пищи во время поста. Это личный подвиг верующего.
Количество употребляемой пищи пребывающего в посте должно быть таким, какое требуется для укрепления изнемогающей плоти и восстановления сил ее, но не для пресыщения, и поэтому святая Церковь не определила для всех одинаковой меры, непреложной в употреблении.
Качество пищи.
Вопросы о том, какую пищу должен употреблять постящийся: мясную, рыбную или же только овощи и фрукты? Как надо относиться к животной пище: сыру, сливочному маслу, молоку, яйцам и т.п.? — эти вопросы о вкушении различных снедей в пост вызывают наибольшие разногласия и прения с противниками православной веры.
Святая Православная Церковь хранит Правила поста, определенные Типиконом, во всех его составных частях: времени, количестве и качестве.
Теперь обратимся к вопросу о начале поста и его установлении в Священном Писании.
Начало поста и установление его в Священном Писании
Начало поста. Пост в раю
Само установление поста восходит к ветхозаветным временам, когда Господом в раю первым людям дана была заповедь поста: « И заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2,16-17).
Пост дан был прародителям в раю с целью воздержания и послушания воле Божьей, для усовершенствования в добродетелях, началом и фундаментом которых он и является, возвышая духовную сторону над телесной.
Но прародители подпали под влияние искусителя и нарушили заповедь Божию о посте, «вкусили запретный плод». И изгнан «бысть Адам от райския сладости, снедию горькою в невоздержании, — говорится в одном из церковных песнопений, — заповеди не сохранив Владычни, и осудися делати землю, от неяже взят бысть сам, потом же многим ясти хлеб свой...».
Мы видим, как гибельно невоздержание и как дорого за него заплатил наш Праотец. И потому Святая Церковь, напоминая всем нам, потомкам Адамовым, это событие в последний день Масленицы — в Прощеное Воскресение, вразумляет нас быть послушными Богу, удаляться невоздержания, любить пост: «Тем же мы возлюбим воздержание, да не вне рая возрыдаем, яко же он; но в него внидем». Пробуждая в нашей душе сострадание, как бы поставляет нас прямо у рая рядом со злополучным изгнанником:
«Седе Адам прямо рая, и, оплакивая наготу свою, рыдаше: увы мне! — лукавою прелестию обманутому и окраденному, и лишенному славы. Увы мне! Прежде я наг был ради невинности, а теперь не знаю, что мне делать. О рай! Я уже не буду наслаждаться твоею сладостию, я уже не буду зреть Господа Бога и Создателя моего: я должен возвратиться в землю, из нея же взят бых, Милостиве и Щедре! Вопию Ти: помилуй мя падшего» (Суббота Сырной седмицы вечера, стихира на «Господи, воззвах», глас 6-й).
А вслед за Адамом так вопиет каждый потомок его, целое человечество: «Рыдаю и плачу душею, и очесем ищу множество слез, егда воззрю и познаю мою наготу, юже имею от преступления» (Неделя сырная, канон, песнь пятая).
И через эти вопли и стоны взор кающегося грешника снова устремляется к раю, из которого изгнан, скорбь разрывает сердце, и моление становится еще сильнее и умилительнее. И Господь не оставляет свое любимое творение и говорит: «обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и сожалеет о бедствии.... Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедайте исцеление» (Иоил. 2, 12-13, 15). «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью... лучше,... нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и очищает всякий грех» (Тов. 12, 8-9) — назидает Господь, указывая путь, путь поста и послушания.

Пост в Ветхом Завете
Ветхозаветные сыны и дочери Божьи, которые услышали сей призыв, уразумели, что возвратиться в рай можно лишь тем путем, с которого однажды сошли наши прародители, поэтому пророки всегда учили и напоминали Израилю, что внешний пост без истинного покаяния и обращения ни к чему не приведет. Из сказанного выше мы видим, что пост есть установление Божье, «дар древний, не ветшающий, не стареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте».
Для понимания важности поста в жизни святых праведных людей в Ветхом Завете мы можем найти великое множество примеров и видеть, сколь часто они все важные моменты своей жизни предваряли постами. Вот часть этих примеров:
«Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей» (Исх. 24,18), «и пробыл там Моисей пред Господом сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (Исх. 34, 28).
«И взошли все сыны Израилевы и весь народ, и пришли в дом Божий [Вефиль]: и плакали там пред Господом, и постились в тот день даже до вечера» (Суд. 20, 26).
«И собрались в Массифу, и черпали воду и проливали пред Господом на землю; и постились в тот день и говорили: согрешили мы пред Господом» (1Цар. 7, 6).
«И взяли кости их [Саула и сынов его] и погребли их под дубом в Иависе, и постились семь дней» (1 Цар. 31, 13).
«Клялся Давид, говоря: то и то да сотворит со мною Бог, если, пока не зайдет солнце, вкушу хлеба или иное что»(2 Цар. 3, 35).
«И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле» (2 Цар. 12, 16).
«И боялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее» (2 Пар. 20, 3).
«И объявил я там пост юношам пред Господом Богом нашим, чтоб испросить от Бога благополучного пути нам и спутникам нашим, и детям нашим, и скоту» (2 Ездр. 8, 49).
«Как услышал я эти слова, сел и плакал, и печален был много дней, и постился и молился пред лицем Бога Небесного» (Неем. 1, 4).
«И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля, и смирили души свои в посте и молитвах.... И Господь услышал голос их, и призрел на скорбь их; во всей Иудее и Иерусалиме народ много дней постился пред святилищем Господа Вседержителя» (Иудифь 4, 9 — 13). «Иудифь возложила на чресла свои вретище...Она постилась все дни вдовства своего» (Иудифь 8, 5-6).
«Поститесь ради меня, не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я со служанками моими буду также поститься» (Есф. 4, 16) — заповедала Есфирь иудеям.
«Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою» (Пс. 34, 13); «Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради» (Пс. 108, 24).
«В пятый год Иоакима... царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицем Господа всему народу в Иерусалиме, и всему народу, пришедшему из городов Иудейских» (Иер. 36, 9).
«В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило во уста мои» (Дан.10, 2-3).
Как видим, пост для ветхозаветных праведников был опорой, посохом неразлучным, с которым они проходили по жизненному пути, был для народа Израиля критерием религиозного благочестия, способствовал нравственной чистоте, совершенству и святости.

В Ветхом Завете пост содержался во все времена:
во дни Моисея, во времена судей (Суд. 20,26), царей (1 Цар. 7,6) и после плена Вавилонского (1 Езд. 8.21).
Посты были частные и общественные.
Соблюдались они с особой строгостью не только в воздержании от пищи, но и даже от всех чувственных потребностей. Постящиеся уничижали себя, одевались во вретища, сетовали в стенании, исповедовали грехи (Дан.9-36), занимались благотворением (Зах.7,5,9,10); синагоги наполнялись плачем, воплями, печалью, растворённой покаянием (Иоил. 1:14; 2:12; Дан. 10,2; 3 Ездр. 5,20; Исход 34,28; Лев. 16,29). О постах общественных упоминается в Библии: Зах.7,3-5;8,19; 1Мак. 11,47; 2 Мак. 12,12. О частных постах также есть указания: Товит 12,8; 1 Цар. 1,11; Суд. 13,14; 1Цар.1,8. Пост сохраняли не только члены Церкви ветхозаветной, но даже и язычники. Так, Сам Господь в пример всем кающимся приводит ниневитян: «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища от большого из них до малого» (Иона 3, 5); «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись [пребывая в посте] от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф.12,41).

Пост в Новом Завете и в Новозаветной Церкви
Когда пришла полнота времен, Сам Бог явился во плоти — пришел на землю Спаситель наш Господь Иисус Христос (Гал. 4,4; 1 Тим. 3,16) . В начале Своего земного служения Господь полагает как основу пост (Мф. 4, 2) , как бы напоминая людям об утерянном, показывая всем нам, с чего надо начинать правильный жизненный духовный путь (Мф.6,16). Святитель Василий Великий (в первом «Слове о посте») говорит: «Глава всех нас Господь наш, когда вооружил постом плоть, ради нас воспринятую, то победил самого диавола. Постился же Господь для того, чтобы научить и нас вооружаться постом во время подвига в искушениях». Несомненно, Господь «оставил нам всем пример, дабы мы шли по следам Его»(1Петр.2,21) и показал, что пост и молитва есть необходимое средство для борьбы с диаволом (Мф. 17, 21; Мк. 9, 29), а также дал нам наставление относительно поста: что пост противен, когда он исполнен тщеславия или расценивается, как собственная заслуга. К тому же, должна сохраняться тайна пощения (в этом — сила добродетели) и поститься надо пред Отцом Небесным, а не пред людьми, становясь унылым и принимая на себя мрачность (Мф.6,16-18).

В Новом Завете пост является радостью.
Первые христиане смотрели на пост, как на своего рода праздник, торжество; многое теряют те, кто лишает себя этой чистой религиозной радости, которая, по признанию даже психологов, возвышеннее и сильнее всех других человеческих радостей.
Читая Новый Завет, мы встречаем множество примеров, свидетельствующих о подвигах поста во время пребывания Господа на земле и в последующие, Апостольские времена. Вот некоторые из них:
Сам Господь Спаситель наш Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей, сказав Искусителю: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4,4; см.: Мк.1,13; Лк. 4,4), а, отвечая на упреки фарисеев (Мф.9,15), Господь предвозвестил будущий апостольский пост, сказав им: «Придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься».
«Пророк Божий и Предтеча Иоанн, о котором свидетельствует Сам Господь и называет его Пророком и большим Пророка, паче же Ангелом: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 9-11), был великим постником. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 11, 18). Как видим, житие его в пустыни было ангелоподобным, и одно из его духовных имен — Ангел пустыни.
Ветхозаветная праведница «...Анна Пророчица, дочь Фануилова...вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2, 36-37), имеет свой день, празднуемый и в Новозаветной Церкви.
Евангелие свидетельствует и о подвиге Апостолов, вышедших на проповедь Христову: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13,2-3)... «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14,23).
Апостол Павел, который в начале своего обращения «три дня не ел и не пил» (Деян.9,9), в своих посланиях часто упоминает об алчбе, жажде и постах.
Ученик его, Апостол Тимофей, как видно из послания(1 Тим.5,23), много постился и, по-видимому, вино пил только по повелению своего учителя.
Сотник Корнилий, своей жизнью угодивший Богу, был призван Господом совершенно чудесным образом: «Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде» (Деян. 10,30).
Древнейшие из церковных писателей, такие как Ипполит, Тертуллиан, Епифаний, Блаж. Августин, Блаж. Иероним, единогласно свидетельствуют о том, что Святые Апостолы установили в Святой Новозаветной Церкви Церковный пост, и он, как величайшее сокровище, украшал и украшает святых мужей и жен, — неисчислимый сонм святых, чье число знает только Тот, Кто «исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй» (Пс. 146, 4). И среди этого бесчисленного множества постников особенно необходимо назвать святого Павла Фивейского, св. Антония Великого, святых: Евфимия, Макария, Савву, Онуфрия, Феодосия, Паисия, Феоктиста, Варсонуфия, святую Марию Египетскую, житие которой пользуется особой любовью в русском народе, как величайший пример, когда человек после глубокого падения восстал и всю оставшуюся жизнь пребыл в сугубом посте и молитве, сподобившись святой жизни.
Ливия, Фиваида, Египет, Афон, Синай, гора Нитрийская и другие святые места прославлены жившими там земными ангелами, пребывавшими в такой строгости поста, что сегодня, читая их жития, мы удивляемся тому, как человеческое естество могло перенести такое воздержание. Трудность подвигов наших происходит оттого, что грех сильно овладел нами, и, не будь его, душа наша уподобилась бы ангелам Божьим, вечно славящим Бога. Истинным Христианам пост был и есть спутник всей их жизни, верный друг, помогающий в нравственном совершенствовании и освобождении от страстей. Святые отцы именуют пост добровольным бескровным мученичеством. Христиане шли на мучение ради высшего блага, они знали, что пост есть проводник в жизнь вечную, в Царство Небесное. По словам Иоанна Лествичника, пост есть «врата рая». Послушайте, как прекрасно говорит наш русский Святитель Феофан Затворник: «если бы дано было нам обозреть обители райские, мы бы не нашли там ни одного, кто бы не был постником во время своей жизни на земле».

Пост по уставу Православной Церкви
«Первая заповедь, данная Богом человечеству — заповедь о посте. Она была необходимо нужною для нас в раю, до падения нашего, тем нужнее она по падению». (Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Мы видим, что пост ведет свое начало от заповеди Божьей и утверждается Священным Писанием, и знаем, что «Святая Православная Церковь имеет полномочную власть устанавливать законы о святых постах, применяясь к потребностям времени, и побуждать истинных христиан к соблюдению оных по совести», ради нашего спасения, ради нашей душевной и телесной пользы и разделила их на многодневные и однодневные посты в течение года.

Многодневные посты
Как каждый год содержит в себе четыре различных периода: весну, лето, осень и зиму, так и Святая Церковь Христова благорассудила властью, данной Ей от Бога, установить различные (каждый со свом некоторым таинственным предзнаменованием ) четыре поста, чтобы мы неизменно соблюдали их в продолжение каждого года и чрез оные воздавали хвалу Богу за пройденный путь и просили помощи на дальнейшем своем земном поприще.
«Такой круг времени, как знамение блаженной вечности, составляет как бы колесницу Божию, и те, которые соблюдают сии четырехкратные посты по уставу Святой Церкви, возносятся, подобно пророку Илии, как на колеснице Божией на небо. А чтобы не нарушить сей устав Церкви, внимай Соборам, которые, подобно гласу грома в колеси, призывают христиан его неукоснительно соблюдать».
Рассмотрение многодневных постов начнем с весеннего поста, наступающего всегда в понедельник после Сыропустной недели, или просто Масленицы, после Прощенного Воскресения, и называемого Великим постом.
В Апостольских постановлениях этот пост представляется содержащим святую Четыредесятницу и пост Страстной седмицы.
«Святой Григорий Назианзин относит установление Четыредесятницы к постановлениям Царя Христа».
Начало святой Четыредесятницы совпадает с началом Великого поста, а оканчивается она пятком (пятницей) шестой седмицы, когда Церковь произносит: «...душеспасительную совершивше Четыредесятницу...».
Издревле непрерывно за этим постом следует пост Страстной седмицы, и, хотя Воскресение Лазарево (суббота за пятком шестой седмицы Великого поста) и день Входа в Иерусалим и не принадлежат ни к святой Четыредесятнице, ни к Страстной седмице, «но они суть дни плача и составляют как бы врата к страданиям Спасителя». (Лк. 19,14; 19,47)
Святая Четыредесятница установлена, чтобы мы подражали Иисусу Христу, постившемуся сорок дней; в «Апостольских постановлениях о посте Страстной седмицы говорится: «Господь заповедал нам поститься в те шесть дней по причине нечестия и злости иудеев, призывая сокрушаться и плакать о погибаемых. Он и Сам плакал об них, что они не уразумели времени посещения их».
В соответствии с постановлениями Апостольскими и Отеческими наша Святая Церковь в Страстную седмицу предписывает пост второй степени — сухоядение, а в Великие пяток и субботу по возможности — голодание.
Остановимся на причинах установления Великого поста.

Причины установления Великого Поста
«Первоначальною причиною установления должно полагать святое желание верующих подражать Подвигоположнику Иисусу Христу, Который пред вступлением в великое общественное служение Свое постился сорок дней».
Амвросий Медиоланский пишет: «Хорошо поститься во всякое время; но лучше всего проводить со Христом в посте св. Четыредесятницу, потому что ее Христос освятил Своим постом. Кто из Христиан не постится в св. Четыредесятницу, тот обнаруживает вероломство и упорство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Ибо когда ты не постишься, по примеру Господа, то какой ты будешь христианин, если пресыщаешься в то время, когда Господь постился; услаждаешься тогда, когда Он алкал; страшишься поститься за грехи, когда Он жаждал ради спасения твоего».
«Св. Игнатий Богоносец пишет в послании к Филипийцам: Четыредесятницы не пренебрегайте: она составляет подражание жительству Христову».
Блаженный Иероним, ученик Поликарпа, — а Поликарп был ученик св. Апостола Иоанна, — говорит от лица православных христиан своего времени: «мы постимся одну Четыредесятницу по преданию Апостольскому».
Ерма, писатель первого века, в книге «Пастырь Ерма», пишет о первых христианах, что они в св. Четыредесятницу «вкушали однажды в день, и то уже вечером, воздерживались от вина и всяких лакомых яств, проводили весь день в безмолвии и молитве».
Вторая причина установления святой Четыредесятницы заключалась в том, что поскольку все христиане почитали его, то он становился как бы всенародным прибежищем покаяния, объединяющим всех во время воспоминания страданий Христа за наши грехи.
Третья причина — достойное приуготовление каждым христианином себя святым постом к вкушению Пасхи, к приобщению Тела и Крови Христовых, когда Святая Церковь поет: «Христос — наша Пасха».
Четвертая причина заключается в исполнении слов Христовых, «когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15), поскольку слова эти относятся ко времени воспоминания о страданиях Господа и смерти Его.
Пятая причина, как изъясняют нам святитель Василий Великий, авва Дорофей, преподобный Кассиан Римлянин, блаженный Симеон Фессалоникийский и другие, состоит в том, что пост Четыредесятницы, или десятина года и есть та жертва, которая приносится Богу каждым постящимся.
Святые отцы прямо называют установление Четыредесятницы преданием Апостольским. Апостольское правило 69 говорит: «если кто, епископ или пресвитер, или дьякон, или иподьякон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу или в среду, или пяток всего года, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен: немощному дозволено по силе вкушать масла и вина. Если же мирянин не постится, да будет отлучен». Во дни Великого поста преимущественно перед другими постами Православные христиане удаляются от всякого мирского торжества, пребывают в бдениях с коленопреклонениями и молениями. Всё стремление постящихся направлено к благодатному обновлению.
Великий Пост — это путь Богочеловека к Голгофской жертве.
Пост свв. Апостолов Петра и Павла также принадлежит к многодневным постам (в народе этот пост именуется Петровским, или Апостольским). В древности он именовался иногда постом Пятидесятницы. Пост этот бывает разной продолжительности, но оканчивается всегда в день памяти святых Первоверховных Апостолов — 12 июля (29 июня).
«Первое указание на пост Апостольский, собственно под сим наименованием, находят в нынешнем уставе Св. Саввы Иерусалимского, жившего в V веке». О причине установления поста, последующего за Пятидесятницей, в постановлениях Апостольских говорится: «Справедливость требует, чтобы, порадовавшись о получении дара, после отдохновения вы постились, ибо Моисей и Илия постились сорок дней, и Даниил три седмицы не вкушал хлеба вожделенного: мясо и вино не входили в уста его».
«Таким образом, пост сей, совершается в благодарность Духу-Утешителю за Дары Его, равно и в подражание пророкам Божьим. Но, кроме сего, тем же самым постом мы чтим память богомудрых наставников трезвенной жизни — Апостолов Петра и Павла, так как через них, — говоря словами Симеона Фессалонитского, — мы получили обильные блага, и они явили себя делателями поста».
Свято-Успенский пост, или Спасо-Богородичный — один из многодневных постов.
По уставу Святой Православной Церкви, этот пост продолжается всего лишь 14 дней, с 1 по 15 августа. С какого времени его стали соблюдать, достоверно не известно. «Беседы, говоренные отцами на Успение Богоматери, не восходят далее конца четвертого века». «Одна из стихир службы Успения надписана именем Анатолия, Патриарха, жившего в пятом веке». «Каллист говорит, что при Маврикии сделано было установление о праздновании Успению Божьей Матери».
Симеон Солунский о причине установления Успенского поста говорит: «Августовский пост установлен в честь Богоматери. Сия Святая и Всенепорочная, как всегда, подвизалась за нас и постилась, Сама не имея нужды в посте, так особенно предчувствуя преставление Свое, и, по соединении через Святого Духа Блаженной души Ея с Сыном Своим, о нас моление приносила; посему и мы должны в сие время поститься и прославлять Ее, подражая Ея святой жизни». Подобное говорит и Анастасий Кесарийский.
Рождественский пост, в народе именуемый Филипповским (так как в день его начала, 14 ноября, празднуется память св. Апостола Филиппа), также относится к многодневным постам.
Начинается Рождественский пост за 40 дней до праздника Рождества Христова, и поэтому еще называется, как и Великий Пост, Четыредесятницей.
Первые исторические сведения о Рождественском посте встречаем в IV веке у Филастрия, который говорит: «Пред Рождеством Спаса Господа должно поститься».
Причина установления сего поста, с одной стороны, — приготовление к достойной радости о рождении Спасителя, а с другой — освящение последней четверти года.
Строгость Рождественского поста особенно усиливается в дни предпразднства, с 20 по 24 декабря, и особенно в сочельник, последний день Рождественского поста. В этот день православные Христиане не вкушают пищи до появления первой звезды. По церковному уставу в этот день едят сочиво, т.е. скудное кушанье (Руф 2,14; 1Цар 17, 17).
Как видим, Святая Церковь в разное время года назначает посты. Каждый из постов имеет свою меру строгости — это может быть совершенное неядение или сухоядение, т.е. хлеб, вода и сухие плоды древесные; пища вареная постная, приготовленная без елея, иногда же бывает разрешение на елей и вино, рыбу. Все эти правила, относящиеся к посту, содержатся в Уставах и канонических правилах. Выработаны все они Святой Православной Церковью с целью создания благоприятных условий для ее чад и развития в них навыка послушания, через который человеческая воля сообразуется с Божественной. Но, однако, было бы неправильно лишь в дни поста жить в строгом воздержании, а после предаваться греховным наслаждениям. В широком смысле слова пост есть путеводитель во все дни земной жизни нашей.
Время поста — это не случайные дни. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом... время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать... время молчать и время говорить» (Еккл. 3, 1-7). Это время особенно важно для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2 Кор. 6, 2).
Однодневные посты
К числу однодневных постов принадлежат посты в среду и пятницу, о которых говорит 69 Апостольское правило, подтверждающееся Святыми Отцами.
В среду — по причине воспоминаемых в этот день событий: в этот день иудеями был составлен совет о предании Спасителя на страдание и суд над Ним с приговором на смерть. Свершился нижайший из моментов падения и позора человеческой души, идущей, в лице Иуды, на предательство за тридцать сребренников Сына Божия.
В пятницу — по причине вспоминаемых самых крестных страданий Господа и смерти Его при Понтии Пилате. В сей день Он страдал за нас. Это — терпение издевательств, мучений и крестная смерть Искупителя за человечество. Вспоминая о них, как можно, будучи христианином, не ограничить себя путем воздержания?
Пост среды и пятницы относится к временам апостольским.
В 69 Апостольском правиле сказано: «Кто не постится в среду и пяток, в продолжение всего года, тот да будет извержен: если же мирской человек не постится (в определенное время), да будет отлучен». «Не презирайте среды и пятка, но поститесь, уделяя убогим избыток» — пишет Игнатий Богоносец, ученик Апостольский. «Затем, — говорит Епифаний,- Апостолы установили поститься в оные дни, дабы исполнилось Писание»: «когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк. 5,35). Святой Епифаний пишет: «христиане во всех странах света постились в сии дни по преданию Апостольскому».
Святая Церковь придает особое значение событию, приуроченному к самому дню. В среды и пятницы некоторых седмиц пост не имеет места. Таковы: седмица Пасхальная, седмица Пятидесятницы, Святки — двенадцать дней от Рождества Христова до Богоявления, кроме последнего дня (крещенского сочельника),- память которых не хотели омрачать сетованием, ибо это дни всеобщего торжества.
Так же не соблюдаются посты в среду и пятницу в седмицы Мытаря и Фарисея и в Сырную. Нужно еще отметить, что монахи соблюдают однодневный пост в понедельник, в честь ангельских сил. Пост полного воздержания от пищи и воды соблюдается обычно перед принятием Тела и Крови Христа — благочестивые христиане говеют по три дня перед причастием.
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, 11 сентября (29 августа) — по уставу Святой Православной Церкви также однодневный пост.
Желание противопоставить нечестивому пиршеству Иродову лучшую трапезу христианскую и горестное воспоминание об ужасном действии и страданиях большего из рожденных женами ввели в Святую Церковь обычай чтить память Иоанна Крестителя особым воздержанием. Когда первоначально этот праздник был установлен, мы не можем указать точно. Предположительно, его относят к начальным временам Церкви Христовой.
Воздвижение Креста Господня — 27 (14) сентября, так же относится к однодневным постам. Празднование Воздвижения Креста Христова начали еще в 335 г., когда совершали 13 сентября обновление Иерусалимского храма, воздвигнутого, между прочим, и для Креста Христова».
К однодневным постам относится пост в навечерие Богоявления, называющийся также сочельником или сочевником. В 4 веке о нем упоминают в своих писаниях Филастрий, умерший в 387 году, и Феофил Александрийский (385-412). «Он был установлен в противоположность языческим увеселениям, коими обыкновенно сопровождалось у римлян начало нового года».
Христиане с благоговением встречали и встречают наступающее торжество.
Пост на востоке и в России в былые времена
Наши предки хорошо знали о величайшей пользе поста.
Тогда пост соблюдался очень строго, пищу не вкушали в течение более или менее продолжительного времени или пребывали в сухоядении и вкушали не ранее вечера. Не принимали раздражающей и возбуждающей пищи и не обременяли себя чрезмерным насыщением. При строгом посте, даже не употребляли воду.

В Великий пост по церковному уставу, обязательность которого распространялась, в равной мере, как на инока, так и на мирянина, полагалось следующее вкушение пищи:
Полное неядение в течение целого дня (для слабых — до вечера вторника 1-ой седмицы)
Понедельник, вторник — 1-я седмица
Пятница — страстная седмица
Сухоядение и лишь один раз в день — хлеб, овощи, горох без масла и воды
Во все дни Великого поста, кроме субботы и воскресенья
Вареная пища с постным маслом
Суббота и Воскресенье
Вино
В дни церковных воспоминаний и при длинных службах, например, в четверг на 5-й седмице
Рыба
На Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье

Известно, что в древности на Востоке даже гражданские законы покровительствовали посту. В дни великого Поста запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговавшие мясом. К посту приурочивалась благотворительность, поэтому господа на время поста освобождали своих рабов. Св. Иоанн Златоуст, изображая говение современных ему христиан, говорит: «Ныне нигде нет шума, нигде крика, нигде не рассекают мяс, не бегают повара... не увидишь ныне различия между столом богача и бедняка. И что говорить о вельможах и простых? И венценосная глава подобно прочим поклонилась в послушание посту». С появлением монашества пост стал неотъемлемой частью монашеского жития. Под влиянием монахов развивалась в народе любовь к посту. Христианская вечеря, бывавшая единожды в день во время поста, резко отличала христиан от язычников, имеющих привычку есть часто. На Востоке грех нарушения поста приравнивался к ереси. С принятием христианства этот взгляд перешел и в Россию, где уважение к посту было особое. В энциклопедическом Словаре Русской Цивилизации О.В. Платонова повествуется об огромном значении поста в жизни русского народа. Посты, как непременное условие спасения, соблюдались строго. Пост в сознании русского человека был явлением осознанным, он стал критерием православного образа жизни.
Современная исследовательница практики поста, Т.А. Воронина, характеризует пост среди русского народа как национальную черту. Очень ревностные христиане на Руси постились не только в среду и пятницу, но и по понедельникам. Даже маленьких детей приобщали к посту. Многие крестьяне считали грехом не только употреблять скоромное, но и говорить о нём во время Великого Поста. Следили, чтобы развязные разговоры не противоречили духовной очистительной цели поста. Характерна в этом отношении пословица, которая осуждает суесловие во время поста: «постное едим, да скоромное отрыгаем». Народ воздерживался от ссоры и брани. Мужья не вступали в супружеские отношения с женами на протяжении всего постового времени. Несоблюдение постов в русском народе считалось большим, тяжким грехом.
Сущность, значение и отличие православного поста от других видов и способов воздержания, его телесная и духовно-нравственная стороны
Нарушителей поста в древнее время отлучали от Церкви.
Гангрский собор 360 г., суммируя все учение Древней Церкви о посте, предает анафеме тех, кто без крайней необходимости для здоровья нарушает установленный пост. По отношению человека к православному посту можно сказать о его отношении к своему спасению, о любви к Христу и о послушании Его святым заповедям.
Каждый воцерковленный христианин хорошо понимает высокое значение поста и великую пользу, от него получаемую, с радостью ждет установленные Церковью дни спасительного поста, а человек, возлюбивший больше тьму, нежели свет, и превративший попечение о плоти в удовлетворение похоти плотских удовольствий, при этом не внемлет словам св. Апостола Павла, который говорит: «Как днем, будем вести себя благочинно, не придаваясь пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13,13-14).
С печалью встречает пост человек, любящий комфорт, потому что наступила пора, когда он не сможет услаждать свое чрево и служить похотям своим, и это — человек страстный, как и многие из нас, однако же, еще старающийся соблюдать посты, ведя борьбу со страстями. Другие люди, вообще не способные на подвиг поста, т.е. не желающие поститься, не радеют о своем спасении, отвергают очистительное средство — пост — ибо, возлюбив более всего земной комфорт — болото плотских наслаждений, не понимают, что на что меняют — продали свое первородство за чечевичную похлебку. Поистине безумно отлучать себя от Церкви Христовой, лишать себя спасения ради пристрастия к земному. Безусловно, пост — это нелегкое дело; как уже выше говорили, это — бескровное мученичество, однако необходимо понудить себя приложить все усилия, и, если мы истинно желаем спасения и любим Бога и святую Церковь, то потщимся неленостно поститься.
Преподобный Феофан Затворник говорит: «Пост представляется мрачным, пока не вступаешь в поприще его: но начни — и увидишь, что это — свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни».
Но, прежде чем преступить к практике, давайте ознакомимся с теорией, уяснив для себя, что есть по сути православный пост и чем он не является. Пост есть наше свободное самоограничение из побуждения преданности Богу и желание теснейшего единения с Ним. «Невозможно, совершенно невозможно пребывать с Богом тем, которые прежде не позаботились исцелить себя постом».
Многие думают, что пост нужен Богу, и постятся «для Бога». Конечно, это ошибочное понимание. Вот что по этому поводу говорится в Священном Писании: «Для Меня ли вы постились?» (Зах. 7,7). Да, для себя, именно нам нужен пост. Если же допустить, что мы постимся для Бога, то в единственном лишь понимании, о котором говорит Св. Иоанн Златоуст: «Если ты постишься для Бога — избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как милостивый и человеколюбивый».
Однако же пост есть лишь одно из средств достижения добродетелей, достижения цели — жизни вечной. Как печально видеть извращенное понятие об истинном посте, когда человек, не усовершенствуясь духовно, видит цель и смысл поста лишь в обрядовой стороне и невкушении скоромной пищи (мяса, молока, яиц и т.п.). Ошибочно думать, что пост принадлежит исключительно плотской стороне. Из этого вытекает ложное понимание, что православный пост равен диете, вегетарианству или голоданию. Все это ничего общего не имеет с постом православным. Разве что взять только телесную сторону поста, то элементы диеты и голодания в нем присутствуют, способствующие оздоровлению тела. Православный пост по существу своему не мыслим в разделении, он есть единое целое — телесно-духовное пощение. И в разделении он не может именоваться и, тем более, быть православным постом.
Также большим заблуждением является смешение понятий православного поста и вегетарианства.
Известно, что приверженцы вегетарианства считают единственной, естественной пищей человека растительные продукты. С христианской точки зрения о принципиальном запрещении человеку питаться только растительной пищей не может быть и речи. Но вся беда в том, что вегетарианцы учат, что животные — «наша родня», и убивать их есть возмутительно и гнусно, так как это братоубийство — люди ставятся наравне с животными.
Вегетарианцы ставят употребление растительной пищи в основу нравственности, утверждая, что растительная пища сама по себе создает много добродетелей. Это явно еретическое учение ставится в противоположность учению Спасителя: «не входящее в уста оскверняет человека, а исходящее из уст» (Мф.15,11-18).
Дело не в пище, скверна не от пищи, для христианина скверна то, что из сердца исходит. Рай водворится в сердце нашем не от того, что мы перестанем есть мясо. Многие не едят мяса, а пребывают в аду страстей. Пища только способствует разжжению плоти.
Есть виды пищи, которые придают большую тяжесть плоти. Но если полагать, что пища способна поразить в нас зло и возродить добродетель, то это абсурд, противный здравому смыслу и христианскому учению. О запрете на вкушение мяса мы слышим от многих лжесловесников древнего и нашего времени: от манихеев, хлыстов и кришнаитов, а также им подобных. Отношение Христиан к мясу определено 5-м правилом святых Апостолов. Если кто говорит удаляться от мяса «не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело», тот «или да исправится, или да будет отвержен от церкви».
Животная пища не препятствует спасению, а вот уподобление животным невоздержанной жизнью есть несомненная преграда на пути к жизни вечной.
Если же человек просто воздерживается ради подвига или ради телесного здоровья от мяса, то он ничего худого не творит. Св. Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что «у многих Христиан было в обыкновении воздерживаться от мясной пищи» (в 4-м Огласительном слове в Катехизисе). Если же кто не может воздерживаться от мяса вне поста, тот тоже ничего плохого не творит, и никто не вправе его укорять. И он не в праве укорять того, кто не ест мяса. Св. Апостол Павел пишет: «Иной уверен, что можно есть все» (Рим. 14,2-5; 1Тим. 4,1-4). Вегетарианцы считают, что невкушение мяса есть единственное спасительное средство от всех жизненных бедствий и зол. Они думают, что если бы люди перестали употреблять мясную пищу, то тогда и наступило бы земное благоденствие.
Но ведь корень всех зол как раз не в мясе, и не в воздержании от него спасение людей. Вся беда в нашем «я», в нашем невоздержании от греховного, одним словом в наших страстях, в которых и есть причина бедствий человечества. И лишь в возвращении к христианской жизни, к учению Христа будет всегда заключаться всякое благо и спасение людей.
Святой Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1Кор.6,12). Воздержание служит лучшим средством к укрощению страстей, противящихся духу (Гал. 5,17; Рим. 7,14-23). Мясо можно вкушать в непостные дни. Однако нужно признать, что оно разжигает телесные страсти. Поэтому растительная пища является лучшей для укрощения страстей, но не стоит допускать неправославной мысли, что воздержание от мяса или скоромной пищи способно само по себе победить страсти.
Бесспорно, наше отношение к пище должно содействовать духовно-нравственной цели, и достигается это через воздержание в пище в количественном отношении и особо к той, которая более всего возбуждает страсти; к такой пище относятся мясо, вино, затем, по нисходящей степени, молочная, рыбная и вареная растительная. Безусловно, при воздержании от определенного рода пищи страсти обуздываются, но не искореняются. Искореняются они тогда, когда пост телесный соединен с духовным. Язычники тоже воздерживаются от мяса, к примеру, буддисты или йоги голодают и обуздывают плоть, но на этом все не заканчивается. Телесные страсти немного утихают, но не искореняются. Более сего, внутренние страсти еще сильней развиваются, «я» укореняется, и человек достигает высшей степени гордыни. О смирении здесь не может быть и речи. В православном посте телесный пост — это лишь начальная ступень. Но бывает, что люди неспособны по своему пристрастию взойти даже на первую ступень. Они открыто заявляют, что без мяса не могут жить. Однажды один человек сказал мне: «Я не могу принять монашества, так как русские монахи не вкушают мяса, а я без мяса не могу жить». Такая зависимость действительно делает нас рабами. В первую очередь, мы не уважаем себя, вредим своему здоровью. Из-за своего пристрастия, нарушая посты, мы можем причинить духовный вред и ближнему. Вот почему св. Апостол говорит: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор.8,13); «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14,20-21). «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Рим. 14,15); «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6,12; 1Кор.10,23).
Но из этого не стоит делать вывод, что православный пост все внимание акцентирует на телесной стороне поста, на родах пищи и т.п.: телесный пост способствует обузданию плотоугодия, облегчает пост духовный. То есть пост телесный есть средство, способное подчинить плоть духу.
Наше отношение к пище должно быть подчинено высшим, духовно-нравственным целям жизни, и нужно стараться, чтобы она (пища) не препятствовала осуществлению их. Поэтому неправильное понимание и отношение к пище некоторых ревнителей поста не по разуму приводит в состояние «процеживания комара» и «поглощения верблюда». Если они видят, что ты съел какой-то продукт и на упаковке в ингредиентах написано, что там содержится 1 грамм сухого молока, то они приходят в лютую ярость, и, кажется, готовы самого нарушителя поста стереть в молочный порошок. То, что они при этом могут оскорблять и судить вкусившего скоромное, для них ничто, — главное, что они своею «праведностью» показали, что и «в малом верны».
Однажды во время поста один брат, подвергшись влиянию беса, стал осуждать брата своего, поливая его всякой грязью; когда сели за трапезу, он увидел, что один из братьев полил пищу маслом, и пришел в такую ярость, что начал всячески поносить «нарушителя поста». Брат, поливший маслом пищу, сказал: «Прости меня, но по болезни моей духовный отец благословил мне вкушать масло». На этом все и закончилось. Но как ужасно, что, поливая брата грязью, он видел в масле цель поста, и так и не понял, что «поливка грязью», гнев и осуждение есть грубейшее нарушение поста.
Св. Апостол Павел говорит: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судить о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим 14:13).
Св. Иоанн Златоуст говорит: «что можно и понести труд поста и не получить награды за пост? Когда от пищи мы воздерживаемся».
По учению Святого Ефрема Сирина, «обманывается» тот, кто думает, что сущность поста состоит в уменьшении телесной пищи. Изнурение тела бесполезно для тех, которые в сердце питают ненависть и в груди своей носят закоренелую злобу и мстительность. Бог не войдет в такое отвратительное жилище. Не лишнее ли дело мучить тело голодом и жаждою, когда душа измучена голодом и жаждою, когда душа измучена и гибнет от пороков?».
Из этого следует сделать важный вывод, что христианская праведность выражается не в пище и не во внешних подвигах благочестия, а, прежде всего, в чистоте внутренней сердечной жизни (Мф. 5,8), в самоотверженной любви к Богу и ближним. И это не значит, что не надо воздерживаться в пище скоромной во время поста, просто необходимо понять, что главная суть поста не в пище. Отсюда наставление Иисуса Христа, что не входящее в уста оскверняет человека, а выражаемые устами порочные движения сердца (Мф.15,1-20).
Отсюда наставления Св. Апостола, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14,17), и что пища (т.е. сама по себе) не приближает к Богу (1Кор. 8,8): «Пища не приближает нас к Богу, а значит, и не удаляет от Него. Но воздержание в пище, несомненно, способствует воздержанию человека от греха, ибо необуздываемая воздержанием в пище плоть увлекает человека на всякое непотребство».
Блаженный Августин говорит: «Если вас спросят, для чего вы поститесь и мучаете себя? Отвечайте, бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо смирять голодом и жаждою».
Несомненно, что воздержание в пище приносит огромную пользу нашему здоровью, но не это главное в православном посте. Вопросами телесного здоровья занимаются врачи. Святая Церковь заботится более всего о главнейшем — об исцелении души, происходящем через освобождение человека от страстей. Митрополит Московский Платон говорит: «страсти — причина болезней, и лечение болезней надо начать с лечения страстей».
Воздержанием ослабляется господство и похоть плоти. Невоздержанный в пище разгорячает плоть, поэтому, говоря о телесной стороне поста, необходимо обратить свое внимание на меру поста: св. отцы указывают царский путь — золотую середину; лучше вкушать пищу каждый день, но не перенасыщать себя, также неразумно ослаблять плоть до крайней степени, так как молиться не сможешь и благие дела не сотворишь. Из-за стола вставай с чувством голода. Мера должна быть во всем, всегда необходимо проявлять рассудительность, особенно в вопросе поста. Необходимо учитывать состояние здоровья, физический труд, возраст, обстоятельства сообразно своим силам. Нужно помнить, что Святая Церковь чужда узкого ригоризма в вопросе поста. В 69-ом Апостольском правиле пост предписывается всем, но «немощным телесно дается снисхождение», ибо, если тело больное, то оно и так ослаблено, и если его еще больше ослабить, то оно не сможет служить душе. Святой Иоанн Златоуст говорит: «приучимся же вкушать пищу в той лишь мере, в какой нужно для поддержания жизни, а не переполнять и отягощать себя яствами. Не для того явились мы на свет и живем, чтобы есть и пить, а для того едим, чтобы жить: не жизнь ради пищи, а пища ради жизни создана была изначально. Жизнь соразмерна не с удовольствием, а с необходимостью».
Преп. Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа». «Совершенная цель воздержания состоит в том, чтобы иметь в виду не удручение тела, но более удобное служение душевным потребностям». Мера поста у всех может быть разная, потому что у каждого из нас организм и здоровье разное, путешествующим может делаться льгота, человеку немощному и тяжело-больному может быть предоставлено освобождение от телесного поста. И это не означает, что человек не будет соблюдать православный пост. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Кто не в силах строго соблюдать пост телесный, тот пусть вознаградит это делами милостыни, продолжительной молитвой, большим усердием к слушанию слова Божия, в чем никакого препятствия не сделает телесная немощь».
Нельзя всех поставить на одну ступень поста, для всех своя мера. В Православной Церкви одни стоят на начальной ступени поста, воздерживаются от любимых яств и вредных привычек, другие стоят твердо на ступени уставного церковного поста, а третьи достигли вершины аскетического подвига. Но здесь нужно помнить, что необходимо соблюдать поочередность. Нельзя игнорировать начальные ступени поста, ибо если кто дерзает сразу брать на себя подвиги аскетические, то это свидетельствует о гордости человека. Тем более, если он берет на себя подвиги самочинно, без благословения духовного отца. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Пост — это сильное оружие, когда он предоставлен самому себе; когда из орудия он уже претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия — делается для подвижника орудием самоубийства».
«Как должно остерегаться пресыщения, так должно остерегаться и излишнего воздержания». Говоря о телесной стороне поста, необходимо понять, что главная задача — это сокрушить главу всех страстей телесных — чревоугодие. Сокруши главу змия, наступи на этого дракона чревоугодия и не давай, чтобы он пожирал тебя. « Кто победил свое тело? Тот, кто сокрушил свое сердце. А кто сокрушил свое сердце? Тот, кто отвергся себя самого: ибо как не быть сокрушенным тому, кто умер своей воле?».
Пища сама по себе не есть зло, а чревоугодие есть зло великое. Помимо воздержания чрева к телесному воздержанию относится: воздержание во время поста от супружеской жизни (1Кор. 7:5), обуздание языка, очей, ушей, избегание пересудов, злоречия и т.п. Что пользы, если воздерживаемся от чревоугодия, а глаза не воздерживаем, погружаясь в прелюбодеяния?
«Воздержание состоит... в совершенном отречении от собственных желаний». Но все же не стоит думать, что этого достаточно. Вообще можно строго соблюдать по букве церковного устава телесный пост и в то же время не поститься. Св. Иоанн Златоуст говорит: «когда кто-нибудь воздерживается от яств, а не воздерживается от греха, как можно не постясь поститься? Это бывает тогда, когда кто-нибудь не вкушает пищу, но услаждается грехом». И более сего, Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, нежели полезен, он служит причиною необыкновенного усиления душевных страстей».
Неразумно кичатся те, которые соблюдают лишь одну сторону поста относительно тела, скрупулезно наблюдая, чтобы «кроха скоромной пищи не попала», при этом горделиво показывая, что он не «такой, как прочие люди», и это, может быть, мы с вами? Гордо, подобно фарисею, говорим пред людьми, пред собой, или Богу «пощусь два раза в неделю» (Лук.18,12). И этот фарисей-лицемер, живущий в нас, разрушает весь подвиг поста, причиняя огромный вред душе. «Если подвизаетесь, — говорит преподобный Исидор, — то не гордитесь, если же тщеславитесь сим, то лучше есть мясо, ибо не так вредно есть мясо, как гордиться и надмеваться».
Становится понятным, что телесный пост сам по себе — ничто.
Наши страсти, или грехи, или духовные болезни, коими душа наша немоществует, разделяются на три рода: грехи, относящиеся к телу и совершающиеся в нем, это суть: чревоугодие, пресыщение, пьянство, блуд, прелюбодеяние и всякая прочая плотская нечистота; грехи, относящиеся к душе, это наши злые помыслы, исходящие из нашего сердца: зависть, славолюбие, гордость, властолюбие, превозношение и т.п. Грехи третьего рода, которые обнаруживаются через любостяжание — это суть следующие грехи: хищение, корыстолюбие, воровство, убийство и любого рода неправедные приобретения.
В Первом соборном послании Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы находим такое троякое разделение грехов: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2, 16). Здесь похоть плоти относится к телу, похоть очес — к любостяжанию, к душе же относится гордость житейская и исцеление этих духовных болезней, коими душа наша немоществует, достигается тремя благими делами, касающимися души, тела и любостяжания. Врачевание (благотворение) душе — молитва, врачевание телу — пост, а любостяжанию — милостыня. Но это трёхсоставное лекарство против наших трёхчисленных язв действует только совместно со святой исповедью и покаянием. Потому для успешной борьбы со страстями телесный пост обязательно должен быть соединен с духовным постом и милостыней.
Истинный православный пост есть телесно-духовный. Святитель Тихон Задонский говорит: «Если хочешь, Христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда».
Что же такое духовный пост? Это состояние совершенного отчуждения души от всякого зла, от греховных помыслов и тем паче пагубных действий. К ним относится злословие, зависть, тщеславие, гневливость, славолюбие, гнусные пожелания и всякая греховная похоть. И чтобы не развивалась она в страсть, тут же должна пресекаться. Первой ступенью духовного поста — внутреннего воздержания — является истребление страстных помыслов. Вторая ступень — исчезновение воспоминаний — достигается истреблением страстной похоти. Третья ступень — высота бесстрастия.
Сначала в духовном посте необходимо вести борьбу со страстями, научившись их обуздывать в себе. После — вести борьбу с похотями, ослабляя их, т.е. низводя на степень помыслов. И последнее — избежание любых греховных помыслов и всякой мечтательности. Очень наглядно показывает сущность духовного поста св. Иоанн Златоуст, говоря: «честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что, кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говорим, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню, если увидишь врага, примирись. Если увидишь своего друга счастливым, не завидуй, если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту... Ты не ешь мяса? Не вкушай же глазами нескромности. Пусть поститься и слух, а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?».
Пост телесный и духовный состоит в подавлении телесных и душевных страстей. Зная основные стороны православного поста, казалось бы, можно приступать к делу, но не стоит спешить. Имея как бы основной корпус поста, но, при этом, не имея крыльев, мы не сможем подняться ввысь. Как не мыслим полет без крыльев, так не мыслим пост без молитвы и смирения. «Кто молится постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра». «Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва».
Истинная молитва не может быть без смирения, также и истинного поста нет без смирения. Нам известно из жизни св. Макария, как диавол говорил ему: «Я не силен против тебя, Макарий. Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня. — Чем же? — Говорит ему авва Макарий. Смирением, — отвечал диавол».
Но и это еще не все, — для полноты православного поста необходима жизнь добродетельная, украшенная милостынею и добрыми делами. Соберем от издержек своих, не потраченных на скоромную пищу, и пойдем прямо к Господу, к алчущим, к жаждущим, к неимеющим одежды, к больным и заключенным в темницы, к странникам, дадим им есть, утолим их жажду, примем и оденем их. И чрез это приютим Его, утолим жажду Его, накормим Его, оденем Его, придем к Нему! — И Он придет к нам! И скажет: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25,40).
И это будет истинный пост: воздержание от греха, пребывание в покаянии, молитве и смирении с упражнением в добродетельной плодотворной жизни в Духе Святом.

Плоды поста
Плоды Духа Святого и плоды мира, греха и диавола
Плоды Духа Святого
Плоды мира, греха и диавола
Благоуханные плоды Святого Духа во всем обилии, красоте и зрелости являют нам светоносные лики мужей и жен, иерархов и священномучеников, просиявших постом и воздержанием — они «все Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми»
Плоды мира, греха и диавола являем мы сами своими немощами и грехами, что особенно наглядно во время Масленицы, когда мир, грех и диавол дают нам свои шумные и веселые радости, затмевающие ложью и обманом незаметные радости Духа, ибо, какая бы улыбка не сияла на лице разгулявшегося в шумном веселье масленичном, в глубине души его лежит непреодолимая тоска. Собирающие эти плоды — миролюбцы, они только то и делают, что утучняют плоть, питают и разжигают свои страсти и похоти.
Первый и самый лучший плод Духа Святого — Любовь. Он созрел во всех преподобных мужах и женах, всех иерархах и священномучениках, и во всех святых Божьих человеках — это любовь к Богу, нашему Создателю, Промыслителю и Спасителю, любовь ко всему святому и богоугодному, любовь к горнему Отечеству нашему, любовь к ближним нашим, как к братьям.
В противоположность ему первый плод мира, греха и диавола есть ненависть и вражда против Бога, против ближних. Этот несчастный плод сначала принес Денница, а потом Каин. И сейчас история каждого грешника сопровождается и оканчивается враждой против Бога и ближних.
Радость о Духе Святом (Рим. 13, 17), что мы имеем в себе Духа Святого, что мы храм Духа Святого, что нас наполняет радость при совершении всего доброго с помощью Духа Святого, при совершении любого подвига, даже при перенесении всякого рода лишения и всякой скорби ради Господа, ради ближних.
За шумным весельем — тоска и уныние, ложь и обман.
Мир и тишина в душе, благодаря примирению с Богом вследствие искупления смертью Единородного Сына Божия, мир и дружелюбие с ближними. Все это обнаруживается тихими и спокойными движениями духа, ясным, чистым взором, ласковой речью.
Брань, ссоры и драки. Стоит только посмотреть на общество нетрезвых мужей и жен.
Долготерпение и терпеливость в совершении трудных и долгих подвигов, в перенесении скорбей и бедствий с ожиданием воздаяния.
Нетерпеливость, раздражительность, слабость, малодушие, закостенелость в грехах и упорство в отступлении от Бога.
Благость — доброта — такое проявление любви, когда человек от избытка духовных и вещественных даров своих подает всякому обильно на потребу и на пользу, т.е. чем сам богат, сокровищами ли Духа или благами внешними: находим всем — и доброго и недоброго человека.
Жестокость, скудость, злость — вместо этой благости. Приглядевшись повнимательнее к себе и к другим людям, нетрудно увериться в этом.
Вера — совершенное познание и осуществление в жизни всех догматов христианской веры, выраженное в верности Христу.
Неверие, суеверие, вольнодумство, безбожие.
Кротость.
Дерзость.
Воздержание.
Невоздержание, объядение, пьянство, разврат.
Смирение.
Гордость и тщеславие.
Скромность.
Бесстыдство и раздражительность.
Радость о спасении другого.
Зависть счастью ближнего.
Исправление падшего человека духом кротости.
Презрение к падшему и отвращение от него.
Взаимное вспоможение и терпеливое снисхождение к немощи другого.
Горделивая насмешка над немощами другого, осуждение, пренебрежение другим.
Это — краткое указание плодов Духа Святого и плодов мира, греха и диавола. Более подробно об этом можно узнать, пристальнее приглядевшись к нашей жизни во время Масленицы и читая жития тех преподобных мужей и жен, иерархов и священномучеников, которых Святая Церковь прославляет в Сырную субботу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы видим пост, Богом заповеданный еще в раю как величайшее сокровище, на протяжении всей истории человечества сохранялся всеми любящими Бога. Ибо любящие Бога соблюдают заповеди Его. Сам Господь освятил пост, показал нам пример. Святая Православная Церковь установила посты для нашего блага и научила нас отличать истинный пост от ложного. Безумно поступают те, кто отвергает Православный пост. Святитель Василий говорит: «Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью, как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела». «Жизнь наша не была бы такой скорбной и исполненной уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни». И более этого: «Поелику мы не постились, то изринуты из рая, потому будем поститься, чтобы снова войти в рай». Заканчивая слово о православном посте, прислушаемся к словам Святителя Иоанна Златоуста, который советует всем нам и говорит: «Возьми пост в спутники себе на всю жизнь, чтобы он оберегал тебя, избавил от смерти, спас от искушений и привёл тебя к пристани Царства Небесного».
www.mgarsky-monastery.org