DataLife Engine > Новости, Авторские статьи > К 1620-ю со дня блаженной кончины Святителя Григория Богослова

К 1620-ю со дня блаженной кончины Святителя Григория Богослова


10 февраля 2009. Разместил: and

К 1620-ю со дня блаженной кончины Святителя Григория Богослова

    Святитель Григорий Богослов (Назианзин) [330-389/90 гг.], один из самых выдающихся, глубокомысленейших и образованных отцов Православной Церкви, родился неподалеку от капподакийского города Назианз (нынешняя Турция), в фамильном имении своего отца, Григория (Старшего) – епископа христианской общины в этом городе. Его отец долгое время был язычником, однако «в награду за свои (нравственные качества)» (Слово 18) и по молитвам своей благочестивой супруги, блаженной Нонны, он уже в зрелом возрасте принимает христианство. По рукоположении в священный сан он становится «образцом для жизни, истинным патриархом, вторым Авраамом» (Стихотворение в котором Св. Григорий пересказывает свою жизнь). Мать Святителя Григория, блаженная Нонна, «ни в чем не уступала своему супругу…и по телу была женщина, а по нравам превышала мужчин» (Там же). У Святителя Григория был, также, брат Кейсарий – придворный врач и сестра Горгония. Детское ночное видение, в котором Святителю явились две прекрасные девы (Чистота и Целомудрие), призывающие его избрать девственный образ жизни, а также молитвы и обеты матери еще до его рождения, во многом определили жизненный путь Григория – он с юности посвящает себя целомудрию и всецелому служению Св. Троице. Еще одно заветное желание Святителя Григория – глубокое и всестороннее образование, так же было исполнено: он проходит курс обучения сначала в родном Назианзе, затем в Кесарии Каппадокийской, в Александрии, и, наконец, в знаменитых Афинах (350-356/58 гг.). Именно по дороге в Афины, во время страшной морской бури и по причине смертельной опасности, он дает обет служения Богу и обещание принять таинство Св. Крещения: «Для Тебя я буду жить, если избегну сугубой опасности. Ты утратишь Своего служителя, если не спасешь меня. И теперь ученик Твой обуревается. Оставь сон, или прейди по водам, и прекрати опасность» (Там же). В Афинах Святитель сближается со Свт. Василием Великим. «У нас было все общее, и одна душа в обоих связывала то, что разделяли тела», – так описывает их взаимоотношения сам Святитель Григорий (Там же). Эта искренняя дружба станет судьбоносной в жизни Григория Богослова: после окончания обучения они вместе удалятся в Понтийскую пустыню для аскетических подвигов (ок. 358 г.), по просьбе отца и с одобрения Свт. Василия, Свт. Григорий примет священство (361/62 гг.), и, наконец, под давлением друга станет епископом в малоизвестной деревушке Сасимы ( 372 г.) – «…месте безводном, не произращающем и былинки, лишенном всех удобств, селении ужасном, скучном и тесном. Там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия пытки, цепи; а жители – чужеземцы и бродяги» (Там же). Однако ему не суждено было отслужить в Сасимах ни одной службы: вооруженные солдаты не пустили Свт. Григория Богослова на место его служения и он был вынужден удалится в Назианз, где помогал своему отцу в управлении епархией. После смерти Григория Старшего ( 374 г.) Святитель фактически возглавил назианзскую паству, но в начале 379 г. константинопольские христиане пригласили его возглавить сопротивление арианам и спасти православие в столице Византии. Свт. Григорий не мог отказаться, так как попиралось учение о возлюбленной его сердцу Св. Троице. Прибыв в столицу, он застал ее паству в плачевном состоянии: практически все храмы были заняты арианами, а верными православию оставались лишь немногие из христиан. Он начал свое служение в небольшом домовом храме, который получил название «Анастасия» («Воскресение»). С этой крохотной церквушки и началось духовное воскресение Константинополя. Несмотря на все угрозы, притеснения, побиения камнями и предательства (Максим-циник) Свт. Григорию Богослову удалось одержать победу и при содействии Св. императора Феодосия утвердить православие в столице. 27 ноября 380 г. состоялась его торжественная интронизация на константинопольской кафедре: «Было утро, но над целым городом лежала еще ночь, потому что тучи закрывали собой солнечный круг…В этом и враги находили для себя удовольствие; они толковали, что совершаемое не угодно Богу. И мне причиняло сие тайную в сердце печаль. Но как скоро я и порфироносец были уже внутри священной решетки, вознеслась от всех общая хвала призываемому Богу…вдруг, по Божию велению, сквозь расторгшиеся тучи воссияло солнце, так что все здание, дотоле омраченное, мгновенно сделалось молниевидным, и в храме все приняло вид древней скинии, которую покрывала Божия светлость. У всех прояснились и лица и сердца», – в таких словах передает Свт. Григорий Богослов все величие торжества Православия в Константинополе и момент своей интронизации (Там же). Вскоре (в мае 381 г.) в столице был созван II-й Вселенский Собор, в работе которого он принял самое деятельное участие, став его председателем после смерти Мелетия Антиохийского. Однако, по причине внутреннего конфликта в среде участников Собора, Святитель добровольно оставляет константинопольский престол и покидает столицу. «Прощай, Анастасия, соименная благочестию, ибо ты воскресила для нас учение, прежде презираемое!...Прости меня, Троица, забота моя и украшение мое; да сохранишься у этого народа моего и да сохранишь народ мой – ибо он мой, хотя судьба моя и складывается иначе…», – горестно восклицает он в своем прощальном слове (Слово 42). Последние годы своей жизни Свт. Григорий Богослов провел в Назианзе, возглавляя епископскую кафедру этого города. В 383 г. он по причине постоянных недугов удалился на покой в родовое имение в Арианзе, неподалеку от Назианза. В Арианзе Свт. Григорий углубился в аскезу и безмолвие, а также занимался литературной деятельностью. Здесь, в тиши уединения, им было написано довольно большое количество стихотворных произведений – 409 (включая и Трагедию «Страждущий Христос»). К этому же периоду жизни Святителя относятся его письма (всего их насчитывают 246), эпитафии и эпиграммы (129), а также редактура 45-ти Слов, которую он осуществлял собственноручно. Почил Свт. Григорий Богослов в возрасте около 60-ти лет (389/90 гг.), перед смертью составив завещание, по которому «все свое имущество завещал Кафолической церкви в Назианзе – на помощь бедным вышеупомянутой церкви» (Завещание Свт. Григория Богослова).

Что касается роли и значения Свт. Григория Богослова в истории Православной Церкви, то ее, поистине, трудно переоценить. Буквально сразу после блаженной кончины Святителя его творения становятся хрестоматийным материалом, используемым в византийской школе наравне с классиками античности и Св. Писанием. На его сочинения было написано такое количество комментариев, что их могло бы хватить почти на всех византийских писателей и поэтов. Некоторые из этих комментариев имели настолько важное значение, что породили целые направления в богословской мысли, например знаменитые «Амбигвы» прп. Максима Исповедника (VII в.).

Потомки высоко оценили литературный и поэтический талант Свт. Григория. Так Михаил Пселл (XI в.) называл Святителя христианским Демосфеном, а современные специалисты считают его крупнейшим поэтом IV века и искуснейшим мастером классических размеров. Но еще более значимо богословское наследие Великого каппадокийца. За раскрытие какого вопроса не брался бы Свт. Григорий, что бы не попадало в круг его интересов, буквально все, как писал об этом Руфин, становилось правилом веры. Его знаменитые пять «Слов о богословии» (27-31), за написание которых благодарные потомки и усвоили Свт. Григорию наименование «Богослов», представляют собой синтез всей предшествующей тринитарной и христологической богословской мысли, а также образец веры для последующих Вселенских Соборов, св. отцы которых фактически «канонизировали» все его литературное наследие. Не вдаваясь во все подробности можно вспомнить только знаменитое место из 1-го Послания к пресвитеру Кледонию (ок. 382 г.), где Свт. Григорий излагает, по сути, халкидонскую христологию: «Если кто вводит двух сынов – одного от Бога и Отца, а другого от Матери, а не одного и того же; то да лишиться он всыновления, обещанного право верующим ... Кратко сказать: в Спасителе есть иное и иное: потому, что не тождественны невидимое с видимым и довременное с тем, что над временем; но не имеет в нем место иный и иный. Сего да не будет! Ибо то и другое в срастворении – и Бог вочеловечился, и человек обо́жился, или как не наименовал бы кто сие. Когда же говорю: иное и иное, разумею сие иначе, нежели как должно разуметь о Троице. Там Иный и Иный, чтобы не слить Ипостасей, а не иное и иное: ибо Три Ипостаси по Божеству суть едины и тождественны». В этом же послании он одним из первых в христианской письменности называет Св. Деву Марию Богородицей: «Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества». Именно Свт. Григорию Богослову принадлежит заслуга окончательного утверждения учения о Божественной природе Третьей Ипостаси Св. Троицы – Св. Духа, которая по своим свойствам и действиям абсолютно тождественна природам Отца и Сына: «А может быть (скажу ясно), предметом их нападений Дух, Дух (выслушайте это) исповедуемый Богом. Еще говорю: Ты мой Бог, и в третий раз восклицаю: Дух есть Бог. Бросайте, цельтесь в меня камнями; вот непоколебимо стою перед вами целью истины, презирая свист и слов и стрел», – так смело и вполне определенно исповедует он это учение (О себе самом и на завистников).

Неоценим и вклад Свт. Григория Богослова в гимнографию. Всем православным христианам хорошо известны следующие строчки из его Слов, которые легли в основу богослужебных песнопений: «Воскресения день - благоприятное начало. Просветимся торжеством и обнимем друг друга. Скажем: братья, и ненавидящим нас (Ис. 66, 5), особенно тем, которые из любви что-нибудь сделали или потерпели. Уступим все Воскресению; простим друг друга…» (Слово 1. На Пасху) и «Христос рождается - славьте! Христос с небес - выходите навстречу! Христос на земле - возноситесь! Воспойте Господу, вся земля (Пс. 95, 1)!» (Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя).

Святая Православная Церковь высоко оценила жизненный подвиг своего верного служителя – имя Свт. Григория Богослова поставлено в один ряд с такими Великими Учителями и Святителями как Василий Великий и Иоанн Златоуст и возносится как на особой службе в их честь (30 янв. / 12 февр.), так и на каждом всенощном бдении.

Святителю, отче Григорие, моли Бога о нас!

 

25 янв. / 7 февр. 2009 года
Михалицын П.Е., преподаватель
Харьковской Духовной Семинарии