ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС
Свято-Пантелеимоновский храм г. Харьков          Начало       Обратная связь     
 
 
 
  КАЛЕНДАРЬ
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
  в МИРЕ
  в УКРАИНЕ
  в РОССИИ
  в ЕПАРХИИ
  в ПРИХОДЕ
   
  Авторские статьи
  Православный взгляд
  Межконфес-ные отношения
  Расколы
  Секты, культы, магия...
  Другие...
   
 
Апрель 2024 (4)
Ноябрь 2023 (1)
Декабрь 2022 (2)
Май 2022 (1)
Февраль 2022 (1)
Январь 2022 (1)
Декабрь 2021 (1)
Ноябрь 2021 (1)
Октябрь 2021 (1)
Сентябрь 2021 (1)
Май 2021 (1)
Апрель 2021 (1)
Март 2021 (1)
Декабрь 2020 (2)
Ноябрь 2020 (1)
Октябрь 2020 (1)
Сентябрь 2020 (1)
Май 2020 (1)
Март 2020 (1)
Февраль 2020 (1)
Январь 2020 (1)
Декабрь 2019 (2)
Ноябрь 2019 (1)
Октябрь 2019 (1)
Сентябрь 2019 (1)
Май 2019 (4)
Апрель 2019 (1)
Март 2019 (1)
Февраль 2019 (1)
Январь 2019 (1)
Декабрь 2018 (1)
Ноябрь 2018 (1)
Октябрь 2018 (1)
Сентябрь 2018 (1)
Май 2018 (1)
Апрель 2018 (1)
Март 2018 (1)
Февраль 2018 (1)
Январь 2018 (1)
Декабрь 2017 (1)
Ноябрь 2017 (1)
Октябрь 2017 (1)
Сентябрь 2017 (1)
Июнь 2017 (1)
Май 2017 (1)
Апрель 2017 (2)
Март 2017 (1)
Февраль 2017 (1)
Январь 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (2)
Октябрь 2016 (1)
Сентябрь 2016 (1)
Июнь 2016 (1)
Май 2016 (2)
Апрель 2016 (1)
Март 2016 (1)
Февраль 2016 (1)
Январь 2016 (2)
Декабрь 2015 (1)
Ноябрь 2015 (2)
Октябрь 2015 (1)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (1)
Июнь 2015 (1)
Май 2015 (1)
Апрель 2015 (2)
Январь 2015 (11)
Декабрь 2014 (13)
Ноябрь 2014 (5)
Октябрь 2014 (7)
Сентябрь 2014 (15)
Август 2014 (13)
Июль 2014 (10)
Июнь 2014 (27)
Май 2014 (14)
Апрель 2014 (12)
Март 2014 (14)
Февраль 2014 (8)
Январь 2014 (9)
Декабрь 2013 (26)
Ноябрь 2013 (6)
Октябрь 2013 (11)
Сентябрь 2013 (17)
Август 2013 (9)
Июль 2013 (9)
Июнь 2013 (8)
Май 2013 (16)
Апрель 2013 (25)
Март 2013 (28)
Февраль 2013 (25)
Январь 2013 (11)
Декабрь 2012 (17)
Ноябрь 2012 (18)
Октябрь 2012 (18)
Сентябрь 2012 (25)
Август 2012 (26)
Июль 2012 (10)
Июнь 2012 (21)
Май 2012 (13)
Апрель 2012 (13)
Март 2012 (12)
Февраль 2012 (19)
Январь 2012 (14)
Декабрь 2011 (10)
Ноябрь 2011 (26)
Октябрь 2011 (22)
Сентябрь 2011 (17)
Август 2011 (19)
Июль 2011 (21)
Июнь 2011 (17)
Май 2011 (18)
Апрель 2011 (38)
Март 2011 (46)
Февраль 2011 (30)
Январь 2011 (19)
Декабрь 2010 (7)
Ноябрь 2010 (10)
Октябрь 2010 (25)
Сентябрь 2010 (23)
Август 2010 (20)
Июль 2010 (34)
Июнь 2010 (25)
Май 2010 (18)
Апрель 2010 (19)
Март 2010 (16)
Февраль 2010 (18)
Январь 2010 (12)
Декабрь 2009 (18)
Ноябрь 2009 (7)
Октябрь 2009 (11)
Сентябрь 2009 (12)
Август 2009 (9)
Июль 2009 (8)
Июнь 2009 (4)
Май 2009 (3)
Апрель 2009 (13)
Март 2009 (8)
Февраль 2009 (6)
Январь 2009 (9)
Декабрь 2008 (11)
Ноябрь 2008 (15)
Октябрь 2008 (6)
Сентябрь 2008 (7)
Август 2008 (22)
Июль 2008 (20)
Июнь 2008 (30)
Май 2008 (12)
Апрель 2008 (28)
Март 2008 (53)
Сентябрь 2002 (1)
Май 2001 (1)
 

 

 

 
Новости, Авторские статьи : К 1620-ю со дня блаженной кончины Святителя Григория Богослова
 

К 1620-ю со дня блаженной кончины Святителя Григория Богослова

    Святитель Григорий Богослов (Назианзин) [330-389/90 гг.], один из самых выдающихся, глубокомысленейших и образованных отцов Православной Церкви, родился неподалеку от капподакийского города Назианз (нынешняя Турция), в фамильном имении своего отца, Григория (Старшего) – епископа христианской общины в этом городе. Его отец долгое время был язычником, однако «в награду за свои (нравственные качества)» (Слово 18) и по молитвам своей благочестивой супруги, блаженной Нонны, он уже в зрелом возрасте принимает христианство. По рукоположении в священный сан он становится «образцом для жизни, истинным патриархом, вторым Авраамом» (Стихотворение в котором Св. Григорий пересказывает свою жизнь). Мать Святителя Григория, блаженная Нонна, «ни в чем не уступала своему супругу…и по телу была женщина, а по нравам превышала мужчин» (Там же). У Святителя Григория был, также, брат Кейсарий – придворный врач и сестра Горгония. Детское ночное видение, в котором Святителю явились две прекрасные девы (Чистота и Целомудрие), призывающие его избрать девственный образ жизни, а также молитвы и обеты матери еще до его рождения, во многом определили жизненный путь Григория – он с юности посвящает себя целомудрию и всецелому служению Св. Троице. Еще одно заветное желание Святителя Григория – глубокое и всестороннее образование, так же было исполнено: он проходит курс обучения сначала в родном Назианзе, затем в Кесарии Каппадокийской, в Александрии, и, наконец, в знаменитых Афинах (350-356/58 гг.). Именно по дороге в Афины, во время страшной морской бури и по причине смертельной опасности, он дает обет служения Богу и обещание принять таинство Св. Крещения: «Для Тебя я буду жить, если избегну сугубой опасности. Ты утратишь Своего служителя, если не спасешь меня. И теперь ученик Твой обуревается. Оставь сон, или прейди по водам, и прекрати опасность» (Там же). В Афинах Святитель сближается со Свт. Василием Великим. «У нас было все общее, и одна душа в обоих связывала то, что разделяли тела», – так описывает их взаимоотношения сам Святитель Григорий (Там же). Эта искренняя дружба станет судьбоносной в жизни Григория Богослова: после окончания обучения они вместе удалятся в Понтийскую пустыню для аскетических подвигов (ок. 358 г.), по просьбе отца и с одобрения Свт. Василия, Свт. Григорий примет священство (361/62 гг.), и, наконец, под давлением друга станет епископом в малоизвестной деревушке Сасимы ( 372 г.) – «…месте безводном, не произращающем и былинки, лишенном всех удобств, селении ужасном, скучном и тесном. Там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия пытки, цепи; а жители – чужеземцы и бродяги» (Там же). Однако ему не суждено было отслужить в Сасимах ни одной службы: вооруженные солдаты не пустили Свт. Григория Богослова на место его служения и он был вынужден удалится в Назианз, где помогал своему отцу в управлении епархией. После смерти Григория Старшего ( 374 г.) Святитель фактически возглавил назианзскую паству, но в начале 379 г. константинопольские христиане пригласили его возглавить сопротивление арианам и спасти православие в столице Византии. Свт. Григорий не мог отказаться, так как попиралось учение о возлюбленной его сердцу Св. Троице. Прибыв в столицу, он застал ее паству в плачевном состоянии: практически все храмы были заняты арианами, а верными православию оставались лишь немногие из христиан. Он начал свое служение в небольшом домовом храме, который получил название «Анастасия» («Воскресение»). С этой крохотной церквушки и началось духовное воскресение Константинополя. Несмотря на все угрозы, притеснения, побиения камнями и предательства (Максим-циник) Свт. Григорию Богослову удалось одержать победу и при содействии Св. императора Феодосия утвердить православие в столице. 27 ноября 380 г. состоялась его торжественная интронизация на константинопольской кафедре: «Было утро, но над целым городом лежала еще ночь, потому что тучи закрывали собой солнечный круг…В этом и враги находили для себя удовольствие; они толковали, что совершаемое не угодно Богу. И мне причиняло сие тайную в сердце печаль. Но как скоро я и порфироносец были уже внутри священной решетки, вознеслась от всех общая хвала призываемому Богу…вдруг, по Божию велению, сквозь расторгшиеся тучи воссияло солнце, так что все здание, дотоле омраченное, мгновенно сделалось молниевидным, и в храме все приняло вид древней скинии, которую покрывала Божия светлость. У всех прояснились и лица и сердца», – в таких словах передает Свт. Григорий Богослов все величие торжества Православия в Константинополе и момент своей интронизации (Там же). Вскоре (в мае 381 г.) в столице был созван II-й Вселенский Собор, в работе которого он принял самое деятельное участие, став его председателем после смерти Мелетия Антиохийского. Однако, по причине внутреннего конфликта в среде участников Собора, Святитель добровольно оставляет константинопольский престол и покидает столицу. «Прощай, Анастасия, соименная благочестию, ибо ты воскресила для нас учение, прежде презираемое!...Прости меня, Троица, забота моя и украшение мое; да сохранишься у этого народа моего и да сохранишь народ мой – ибо он мой, хотя судьба моя и складывается иначе…», – горестно восклицает он в своем прощальном слове (Слово 42). Последние годы своей жизни Свт. Григорий Богослов провел в Назианзе, возглавляя епископскую кафедру этого города. В 383 г. он по причине постоянных недугов удалился на покой в родовое имение в Арианзе, неподалеку от Назианза. В Арианзе Свт. Григорий углубился в аскезу и безмолвие, а также занимался литературной деятельностью. Здесь, в тиши уединения, им было написано довольно большое количество стихотворных произведений – 409 (включая и Трагедию «Страждущий Христос»). К этому же периоду жизни Святителя относятся его письма (всего их насчитывают 246), эпитафии и эпиграммы (129), а также редактура 45-ти Слов, которую он осуществлял собственноручно. Почил Свт. Григорий Богослов в возрасте около 60-ти лет (389/90 гг.), перед смертью составив завещание, по которому «все свое имущество завещал Кафолической церкви в Назианзе – на помощь бедным вышеупомянутой церкви» (Завещание Свт. Григория Богослова).

Что касается роли и значения Свт. Григория Богослова в истории Православной Церкви, то ее, поистине, трудно переоценить. Буквально сразу после блаженной кончины Святителя его творения становятся хрестоматийным материалом, используемым в византийской школе наравне с классиками античности и Св. Писанием. На его сочинения было написано такое количество комментариев, что их могло бы хватить почти на всех византийских писателей и поэтов. Некоторые из этих комментариев имели настолько важное значение, что породили целые направления в богословской мысли, например знаменитые «Амбигвы» прп. Максима Исповедника (VII в.).

Потомки высоко оценили литературный и поэтический талант Свт. Григория. Так Михаил Пселл (XI в.) называл Святителя христианским Демосфеном, а современные специалисты считают его крупнейшим поэтом IV века и искуснейшим мастером классических размеров. Но еще более значимо богословское наследие Великого каппадокийца. За раскрытие какого вопроса не брался бы Свт. Григорий, что бы не попадало в круг его интересов, буквально все, как писал об этом Руфин, становилось правилом веры. Его знаменитые пять «Слов о богословии» (27-31), за написание которых благодарные потомки и усвоили Свт. Григорию наименование «Богослов», представляют собой синтез всей предшествующей тринитарной и христологической богословской мысли, а также образец веры для последующих Вселенских Соборов, св. отцы которых фактически «канонизировали» все его литературное наследие. Не вдаваясь во все подробности можно вспомнить только знаменитое место из 1-го Послания к пресвитеру Кледонию (ок. 382 г.), где Свт. Григорий излагает, по сути, халкидонскую христологию: «Если кто вводит двух сынов – одного от Бога и Отца, а другого от Матери, а не одного и того же; то да лишиться он всыновления, обещанного право верующим ... Кратко сказать: в Спасителе есть иное и иное: потому, что не тождественны невидимое с видимым и довременное с тем, что над временем; но не имеет в нем место иный и иный. Сего да не будет! Ибо то и другое в срастворении – и Бог вочеловечился, и человек обо́жился, или как не наименовал бы кто сие. Когда же говорю: иное и иное, разумею сие иначе, нежели как должно разуметь о Троице. Там Иный и Иный, чтобы не слить Ипостасей, а не иное и иное: ибо Три Ипостаси по Божеству суть едины и тождественны». В этом же послании он одним из первых в христианской письменности называет Св. Деву Марию Богородицей: «Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества». Именно Свт. Григорию Богослову принадлежит заслуга окончательного утверждения учения о Божественной природе Третьей Ипостаси Св. Троицы – Св. Духа, которая по своим свойствам и действиям абсолютно тождественна природам Отца и Сына: «А может быть (скажу ясно), предметом их нападений Дух, Дух (выслушайте это) исповедуемый Богом. Еще говорю: Ты мой Бог, и в третий раз восклицаю: Дух есть Бог. Бросайте, цельтесь в меня камнями; вот непоколебимо стою перед вами целью истины, презирая свист и слов и стрел», – так смело и вполне определенно исповедует он это учение (О себе самом и на завистников).

Неоценим и вклад Свт. Григория Богослова в гимнографию. Всем православным христианам хорошо известны следующие строчки из его Слов, которые легли в основу богослужебных песнопений: «Воскресения день - благоприятное начало. Просветимся торжеством и обнимем друг друга. Скажем: братья, и ненавидящим нас (Ис. 66, 5), особенно тем, которые из любви что-нибудь сделали или потерпели. Уступим все Воскресению; простим друг друга…» (Слово 1. На Пасху) и «Христос рождается - славьте! Христос с небес - выходите навстречу! Христос на земле - возноситесь! Воспойте Господу, вся земля (Пс. 95, 1)!» (Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя).

Святая Православная Церковь высоко оценила жизненный подвиг своего верного служителя – имя Свт. Григория Богослова поставлено в один ряд с такими Великими Учителями и Святителями как Василий Великий и Иоанн Златоуст и возносится как на особой службе в их честь (30 янв. / 12 февр.), так и на каждом всенощном бдении.

Святителю, отче Григорие, моли Бога о нас!

 

25 янв. / 7 февр. 2009 года
Михалицын П.Е., преподаватель
Харьковской Духовной Семинарии
 
 
 
   
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 
 
  • Христологические аспекты богословской системы Григория Богослова
  • Шестая публичная лекция эллино-византийского лектория при Свято-Пантелеимон ...
  • Неделя вторая Великого поста. Неделя святителя Григория Паламы
  • СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА: РЕДКИЙ ДЛЯ ТРАДИЦИИ СЛУЧАЙ
  • (Михалицын П.Е)
  •  
     
    Распечатать
     
     
     
     
    Панель управления
    логин :  
    пароль :  
       
       
    Регистрация
    Напомнить пароль?
     
    - Что? Где? Когда?

     

    Книги о нашем храме


     
     


     

     

     
     
    Made by And
    Христианство Харьков, каталог сайтов, добавить ссылку