90 лет назад предстоятель православной церкви в Украине митрополит Киевский и Галицкий Владимир был выведен людьми в военной форме за ворота Киево-Печерской Лавры и расстрелян. Тому предшествовали его серьезные разногласия с первым национально-патриотическим руководством Украины. Правительство не нашло в лице митрополита поддержки созданию истинно национальной поместной церкви, но встретило понимание в окружении архипастыря.
Долгие годы эта смерть считается первой в ряду жертв войны, объявленной церкви в XX веке. Но в этом, казалось бы, очевидном факте заставляют усомниться последние исторические исследования.
4 февраля доцент Киевского государственного университета Илья Назаров обнародовал их результаты на заседании Киевского религиозно-философского общества. Но в редакции «2000» побывал еще раньше — как только ему удалось раздобыть в Киевском областном госархиве материалы, более 70 лет находившиеся в секретной части.
— Илья Владиславович, кто убийцы? — этот вопрос, разумеется, был задан первым.
— Достоверно этого мы не узнаем никогда. Зато со стопроцентной уверенностью можно сказать, кому эта смерть была выгодна. Архивные материалы свидетельствуют лишь об одном — большевики не убивали.
— Референт нынешнего предстоятеля Украинской православной церкви Василий Анисимов упоминал о книге «Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира». В ней идет речь о том, что киевский митрополит Антоний (Храповицкий) уже в июле 1918 г. постановил провести внутреннее церковное расследование о деятельности т. н. «революционных попов», или, как их еще называли, «самостийников» — Алексия Дородницына, Александра Маричева, Василия Липковского и др., обвиненных в «недостойной священнослужителей травле покойного митрополита». Не здесь ли лежат ответы?
«Мы не обязуемся максимально быстро реагировать на любой раздуваемый врагами Церкви скандал» - диакон Александр Волков
Новый глава патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков — о причинах смены пресс-секретаря патриарха и присутствии РПЦ в соцсетях
6 июня патриарх Московский и всея Руси Кирилл назначил диакона Александра Волкова руководителем своей пресс-службы вместо протоиерея Владимира Вигилянского. Ранее диакон Александр Волков был заместителем руководителя патриаршей пресс-службы. Первое интервью в новой должности отец Александр дал «Известиям».
— Изменится ли информационная политика в освещении работы патриарха?
— Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси руководствовалась, руководствуется и будет руководствоваться положениями о своей деятельности — они никак не изменяются. Мы работаем в тесном взаимодействии и координации с Синодальным информационным отделом, все задачи по информационному освещению деятельности святейшего патриарха будут решаться так же, как и раньше. Никаких заметных внешнему миру структурных переворотов не будет: пресс-служба и сейчас работает достаточно отлаженно. Все хорошее останется, если есть нюансы, которые можно улучшить, мы это сделаем. В любом случае мы руководствуемся указаниями, поступающими непосредственно от патриарха Московского и всея Руси: пресс-служба ему напрямую подчинена.
— Увеличится ли информационная открытость патриарха?
— Такая тенденция есть. Мы внимательно отслеживаем все, что говорится вокруг деятельности предстоятеля Церкви, об этом свидетельствуют и страницы, открытые в социальной сети Facebook — патриарха Кирилла и пресс-службы. Сегодня вещи, которые несколько десятилетий назад было нормально не предавать гласности, неминуемо станут достоянием общественности: наше общество пытается сделать все, чтобы быть как можно более прозрачным со всех точек зрения. В условиях всеобщей прозрачности мы действуем адекватно в каждой конкретной ситуации.
Документальный фильм о Ново-Спасском монастыре - "Остров спасения"
Жизнь человека в 21-ом веке непроста. Ее поглощает бесконечная суета и погоня за зароботком и карьерой, как никогда развитая индустрия развлечений и удовольствий, а то и просто опасные сомнительные эксперименты со своей судьбой, если говорить о молодых...
Вряд ли когда еще люди испытывали такое напряжение и усталость, как сегодня.
Кажется, что современный ритм жизни уже не оставляет ни времени, ни сил для духовной работы человека. Так можно ли однажды остановиться и найти в душе место для Бога? Так можно ли спастись в большом городе?
В Москве пройдёт молитвенное стояние в защиту нравственности
Православные активисты проведут 1 июля молитвенное стояние в центре Москвы, на улице Арбат.
"Консолидация всех православных сил для молитвенного стояния за жизнь, против узаконенных абортов, гомосексуализма и осквернения наших святынь. Братья и сестры, это касается каждого, отступать некуда, ради наших детей, мы обязаны остановить этот кошмар", - говорится в пресс-релизе организаторов акции, переданном 26 июня порталу "Интерфакс-Религия".
Как отмечается в пресс-релизе, стояние согласовано с префектурой. Молебен во время акции совершит председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Затем он обратится к собравшимся с речью.
Инициаторы стояния требуют полного запрета абортов, введение уголовной и административной ответственности за пропаганду гомосексуализма и акты кощунства.
Митрополит Волоколамский Иларион. К вопросу о канонических предпосылках Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви 1992 года
Для верных чад нашей Церкви Харьковский Собор оказался спасительным маяком: в непростые для Украины годы отцы Собора смогли не только сохранить единство нашей Церкви и укрепить его, но и оградить ее от вмешательства внешних политических и националистических сил, пытавшихся использовать институт Церкви и ее духовный авторитет в своих конъюнктурных целях.
Общепризнанность решений Харьковского Собора Украинской Церкви и избранного на нем Предстоятеля в православном мире свидетельствует о том, что канонический статус Собора никогда не подвергался сомнению в мировом Православии. Вместе с тем в публичных заявлениях идеологов раскола попытки дискредитировать Собор и его решения предпринимались неоднократно. Несмотря на то что эти попытки никогда не выглядели сколь-либо основательными, представляется не лишним вновь вернуться к каноническим предпосылкам Харьковского Собора.
В вопросе о канонических основаниях созыва Собора усматриваются две составляющие: проблема канонической недееспособности бывшего митрополита Киевского Филарета на момент созыва Собора и дальнейший вопрос о правомочности созыва Собора митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом.
"Судьба царя- судьба России"
Фильм предлагает осмыслить личность последнего русского Царя. Почему его жизнь остается тайной и загадкой? Почему его поступки многие не понимают и даже осуждают? Что такое грех цареубийства и почему необходимо наше покаяние в нем? Почему последний Царь и его семья пред Богом мученики и святые? В России явлена мироточивая икона Царя- мученика Уникальные кадры мироточения Пророчества русских старцев Икона облетает границы России Расстрелянный Царь вернулся к нам в образе Святого и Заступника Небесного Россия перед выбором: вновь предать или прославить...
И в наши дни — через два десятилетия после начала раскола — незначительная группа клириков и мирян продолжают отказываться от присоединения к столь трудно восстановленному в нашей стране единству Церкви.
Болгарская Православная Церковь (БПЦ), учрежденная в 870 году как Архиепископия Константинопольского Патриархата, в своей более чем тысячелетней истории претерпела множество испытаний. Отрицаемая, объявляемая схизматической и открыто преследуемая, БПЦ вступила в новейший период своей истории (после 1989 года) внутренне разделенной. Группа духовенства и мирян, активно поддержанная представителями государственной власти, провозгласила себя «альтернативной и демократической» Болгарской Церковью, объявив недействительными выборы Болгарского Патриарха Максима, состоявшиеся еще в 1971 году.
Формально этот раскол начался 18 мая 1992 года, когда несколько болгарских архиереев во главе с Неврокопским митрополитом Пименом выступили со следующим заявлением: «По причине порочности и ничтожности выборов Патриарха Максима в 1971 году необходимо провести новые выборы патриарха. Ввиду этого и на основании ст. 17 Устава БПЦ следует избрать Наместника-Председателя Св. Синода, который принимает председательство в Св. Синоде до избрания Патриарха».
На этом основании 25 мая того же года Дирекция вероисповеданий при Совете министров Республики Болгария[1] издала Акт № 92, в котором неправомерно провозгласила нелегитимным действовавший на тот момент состав Св. Синода БПЦ, а Наместником-Председателем нового, «альтернативного синода» признала митрополита Пимена.
Вручение калоши Предстоятелю – момент исторический.
Теперь нам, очевидно, придется жить как-то по-другому.
В центре Москвы в зале театра Российской армии вся столичная богема на протяжении нескольких минут бесновалась и куражилась, понося Патриарха.
Нашего Патриарха, которого любят и уважают миллионы русских людей.
Насколько я понимаю, из зала никто не ушел, никто не запротестовал и не завозмущался.
Напротив, всем было очень даже хорошо и весело.
Однако веселого тут мало.
Сложно поверить, что это могло произойти в России. Да, у нас бывало и не такое, но мы-то сегодня живем не при большевиках…
Вручала «премию» Ксения Собчак.
Символ всего самого пошлого в нашей стране, олицетворение безвкусия и масскульта.
Беседа с руководителем пресс-службы УПЦ о торжествах, посвященных 20-летию Харьковского Архиерейского Собора УПЦ)
- Василий Семенович, почему архиереи-отцы Харьковского Собора, кроме двоих, не приехали на конференцию?
- Думаю, так звали. Я спрашивал у митрополита Тернопольского Сергия, он ответил, что его «очень настойчиво приглашали». А других, как я понял, – не настойчиво. На конференции было несколько сот семинаристов – будущих священников, думаю, им было бы важно и увидеть, и услышать людей, которые явили мужественное стояние за Православие, которых преследовали и до Собора, и после него и власть, и уния, и расколы, они многое претерпели, но не дрогнули и ни за чьи спины не прятались. Это и митрополит Агафангел, и митрополит Онуфрий, и архиепископ Ионафан, и митрополит Иларион, и митрополит Ириней, и митрополит Иов, и владыка Варфоломей и другие. Разного рода сервилистов они в своей жизни еще увидят во множестве, а настоящих героев надо беречь и на их примере – учиться стойкости. Помню, как через месяц, наверное, после Собора Филарет пресс-конференцию проводил, я к нему подошел после нее, а он говорит: скоро вы о многих сюрпризах, которые касаются харьковских архиереев, услышите. Он был уверен, что президент, власть на местах всех их, ослушников, додавят, и они уйдут к Филарету в раскол. Но никто, кроме львовского епископа, которого, действительно, прессовали по полной программе, не дрогнул. Так что были люди в наше время! - А вы не исключаете, что есть обида у отцов Харьковского Собора на Блаженнейшего: вместе боролись плечом к плечу, выстояли, он теперь герой, в славе и почестях, а соратников травит его окружение, организовывая всякие провокации, как это происходит в последние месяцы?
Обретенные в Болгарии мощи Иоанна Крестителя получили новые доказательства подлинности
Ученые обнаружили новые доказательства того, что обнаруженный болгарскими археологами летом 2010 года на острове Святой Иван (город Созополь) реликварий с мощами, которые, как предполагали, принадлежат Иоанну Крестителю, являются подлинными. Об этом в пятницу сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на публикацию в лондонской газете "The Daily Telegraph".
Напомним, что реликварий был обнаружен экспедицией профессора Казимира Попконстантинова 28 июля 2010 года. Внутри мраморного саркофага оказались части руки, кости черепа и зуб. Археологи уже тогда выразили уверенность в том, что мощи принадлежат Иоанну Крестителю. Аутентичность находки подтверждала дата захоронения - V век - и то, что в соответствии с церковными канонами мощи были заложены в основание алтаря при строительстве нового храма в монастыре, покровителем которого должен был стать именно Иоанн Креститель.