|
|
|
|
СЛОВО ПАТРИАРХА
Неделя 12-я по Пятидесятнице
Смиренный несет в себе постоянный потенциал счастьяВ
сознании современных людей, далеких от Церкви и Евангелия, смирение –
это проявление слабости. Что значит быть смиренным? Постоянно
поддаваться другим? С унылым видом склонять голову, не умея отстоять
свою точку зрения, свои убеждения, свой взгляд на жизнь? Какая же это
добродетель? С таким чувствованием жить нельзя! Примерно так оценивают
эту христианскую добродетель люди, далекие от Евангелия. Но как не
согласуется этот современный стереотип с тем, что мы видим во Христе
Иисусе! Его главным чувствованием было смирение, но какая в Нем была
сила, какая смелость, какое дерзновение! Христос не побоялся бросить
вызов обществу и, что самое главное, власть имущим. Он обвинил их в
лицемерии, в отступлении от веры, в искажении того откровения, которое
было дано Моисею и пророкам. Именно поэтому Его слова вызвали такую
ответную злобу, такую страшную реакцию, которая и привела Его – ни в чем
не повинного, оклеветанного, оболганного Человека – на Голгофу. Нет,
никак не согласуется этот современный стереотип, это ложное понимание
евангельского смирения с образом Спасителя.
Что же тогда есть
подлинное смирение, и почему именно на него указывает апостол Павел,
говоря о чувствованиях Спасителя? Для того чтобы нам, людям XXI века,
понять смысл смирения, мы должны оттолкнуться от того, что
противоположно ему, – от более привычной для нас гордости, которая
сейчас нередко воспринимается как норма человеческого бытия.
Смиренный
же человек – это тот, который расчищает свое внутреннее пространство,
теснит свое собственное «я» и уступает центральное место в жизни Богу. В
душе такого человека – забота о других, через нужды своих ближних он
воспринимает и самого себя. Конечно, повинуясь законам бытия, он должен
заботиться и о себе: о пропитании, одежде, доме, как и о своих близких и
родных, но в центре его жизни – Бог. Такой человек очищает сосуд своей
души, и Господь входит в это свободное пространство человеческого сердца
и дарует особый дар благодати. Чем более человек теснит свое
собственное «я» к периферии той системы ценностей, которую он
исповедует, тем больше пространства заполняется Богом, тем сильнее связь
с Господом, тем обильнее поток благодати. |
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Историческая Донская икона Божией Матери доставлена из Третьяковской галереи в Донской монастырь Москвы на четыре дня для молитвенного поклонения.Принесение чудотворного образа связано с праздником, посвященным Донской иконе, который отмечается 1 сентября. Литургию в этот день совершит патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Икону, помещенную в специальный киот, доставили под усиленной охраной сотрудников внутренних войск. Под звон колоколов в сопровождении сотен христиан святыню принесли в главный собор обители. Духовенство возглавлял митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл - председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.
"Во время встречи иконы мы молились о стране нашей, о всей исторической Руси и, конечно, об Украине. О мире на Украине мы молимся ежедневно, за каждой литургией и будем особо молиться перед иконой все эти четыре дня", - сказал ИТАР-ТАСС наместник Донского монастыря игумен Парамон. Он добавил, что военное противостояние на Украине для него особая боль, так как сам он родом с Украины.
Чудотворную Донскую икону Божией Матери, созданную в XIV веке, предположительно написал преподобный Феофан Грек. По преданию, икона была принесена с Дона казаками, пришедшими на помощь Дмитрию Донскому во время противостояния Мамаю в 1380 году. После победы на Куликовом поле великий князь привез ее в Москву.
Народная память сохранила немало сведений о чудесном заступничестве Божией Матери по молитвам перед этим образом. Праздник иконе 1 сентября связан с избавлением Москвы от татарского нашествия в 1591 году. Когда к Москве приблизились завоеватели, царь Федор Иоаннович, совершив молитву перед иконой, повелел принести ее из Кремля в стан русских воинов. Историк Николай Карамзин описывает, как, устрашенные неведомой силой, войска хана Казы-Гирея отступили и Москва была спасена. На месте, где была походная церковь стрелецкого войска с иконой, и был заложен Донской монастырь.
Икона находилась сначала в Успенском соборе Кремля, а затем в Благовещенском. После революции исторический образ хранится в Государственной Третьяковской галерее. После возрождения Донского монастыря установилась традиция принесения в ее стены святыни в день праздника. |
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
БОРЬБА ЗА ПОСТДля чего нужен пост? Такой простой вопрос может поставить, оказывается, в тупик.
Пост
нужен для духовной зоркости. Так ответят не только православные, но и
верующие разных религий, в которых используется методика концентрации
внимания. Чтобы молиться без развлечения, нужно иметь нерассеянный ум.
Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Намереваясь принести Богу
молитвы, отвергни все помышления и попечения земные». Собрать ум в одну
точку – вот цель православной аскетики, христианского подвига.
Для
того, чтобы молиться внимательно, разные святые отцы советуют совершать
разные действия. Очевидно, это происходит оттого, что разным людям
помогают в болезнях телесных и духовных разные лекарства. Кто-то
рекомендует перед молитвой почитать духовную книгу или заняться
богомыслием, чтобы настроить себя на общение с Господом, кто-то –
совершить несколько земных или поясных поклонов. Святитель Игнатий
пишет: «Перед начатием вечернего правила особенно полезно положить
посильное число поклонов: от них тело несколько утомится и согреется, а
сердцу сообщится чувство благочестивой печали». Происходит это потому,
что душа неразрывно связана с телом, и если тело несет подвиг, то и душа
ему сочувствует. Отсюда так велико влияние телесного поста на состояние
души.
«Умеренное, благоразумное, постоянное воздержание от пищи и
пития делает тело легким, очищает ум, дает ему бодрость и потому служит
также приготовлением к молитве. Невоздержание чрева соделывает тело
тяжелым, дебелым, ожесточает сердце, потемняет ум множеством испарений и
газов, восходящих из желудка в мозг. Едва встанет пресыщенный или
насытившийся на молитву, сонливость и леность нападают на него,
множество грубых мечтаний рисуются в его воображении, сердце его
неспособно прийти в умиление», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Истинность этих слов, я думаю, каждый испытал на себе. Пост облегчает
борьбу со страстями и греховными наклонностями, некоторые из них и вовсе
не победить без воздержания. |
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Главное сегодня — примириться с БогомИзбрание и интронизация Предстоятеля Украинской Православной Церкви
произошли в сложный для страны период: в восточных регионах Украины
гибнут люди, уровень напряженности в обществе постоянно растет. В этих
условиях многие обращаются к Богу и с надеждой смотрят на Церковь. В
интервью «Журналу Московской Патриархии» Блаженнейший митрополит
Киевский и всея Украины Онуфрий рассказал о новых вызовах, перед
которыми оказалась Церковь в связи с конфликтом, его причинах и
поведении христиан в сложившейся ситуации.
— Ваше Блаженство, прежде всего, позвольте поздравить Вас с
избранием на Киевскую митрополичью кафедру и пожелать Вам помощи Божией.
Какие задачи стоят сегодня перед Украинской Церковью? На что Вы как ее
Предстоятель намерены обратить внимание в первую очередь?
— Главная задача Церкви во все времена — способствовать очищению
человека от греха и примирению с Богом. В этой связи примирение всех
наших сограждан с Богом, и, как следствие, друг с другом остается нашей
первоочередной обязанностью.
— Как-то Вы сказали, что одна из задач Церкви — быть
посредником между властью и обществом. В чем именно состоит эта
посредническая функция в современной Украине, учитывая сложность
ситуации и неоднородность украинского общества?
— Церковь всегда встает на защиту той части общества, которая не
может сама себя защитить от своеволия, от нищеты. Но, разумеется, только
своими силами мы зачастую не можем эффективно решать многие задачи в
этой сфере. И посредническая функция Церкви заключается в том, чтобы
напоминать властям, что проблема существует, что есть люди, которым
нужно помочь.
— Что может сегодня сделать Церковь для умиротворения враждующих сторон и прекращения конфликта? |
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Оксфордское руководство по византинистике (The Oxford Handbook of Byzantine Studies / Ed. by E. Jeffreys, J. Haldon, R. Cormack)Уважаемые коллеги, редколлегия журнала «Нартекс. Byzantina Ukrainensia» рада сообщить о выходе в свет третьего тома ежегодника, в котором представлен перевод на русский язык известного Оксфордского руководства по византинистике: The Oxford Handbook of Byzantine Studies / Ed. by E. Jeffreys, J. Haldon, R. Cormack. ‑ Oxford: Oxford Univ. Press, 2008.
Оксфордское руководство по византинистике, подготовленное плеядой лучших специалистов мирового уровня во главе с ответственными редакторами Э. Джеффрис, Дж. Хэлдоном и Р. Кормаком, отличается уникальной структурой, позволяющей познакомить читателя со всеми сторонами ромейской цивилизации и историей ее изучения. Каждая из глав пособия в предельно краткой форме и вместе с тем глубоко знакомит с основными проблемами византинистики, отражая ее современные достижения. Вып. 1 включает первые две части книги.
Издание может быть одинаково полезным как профессиональному исследователю, так и начинающему византинисту, а также всем, кто интересуется историей Византии.
Стоимость третьего тома 20 $ или 15 €
Для получения более конкретной информации о приобретении издания пишите по адресу: mihalip@land.ru
|
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Предстоятелі Помісних Православних Церков вітають новообраного Предстоятеля Української Православної Церкви
Константинопольська Православна Церква
Його Блаженству Онуфрію, митрополиту Київському і всієї України
3 братньою радістю ми дізналися про Ваше
обрання на історичний і славний престол Київської Митрополії.
Напередодні світлого свята Преображення молимося Господеві Ісусу Христу,
щоб Він дарував Вашому Блаженству духовну силу вести стадо віруючих до
споглядання Його Божественної благодаті.
В цей радісний момент, ми не можемо
забути нашого брата і співслужителя спочилого в Бозі митрополита
Володимира. Ми продовжуємо молитися за упокій його душі. Митрополит
Володимир протягом багатьох десятиліть був гарантом стабільності і миру,
залишивши у спадок високий приклад відповідальності, який віднині
покладається на Ваші плечі.
Але печаль повинна поступитися радості.
Ваше обрання і Ваша інтронізація ознаменовані відкриттям нової глави в
історії Православно! Церкви в Україні. Ми радІ повідомити Вам, що
Вселенську Патріархію і нашу особистість на урочистостях інтронізації
представить делегація на чолі з Високопреосвященішим Еммануїлом,
Митрополитом Гальським.
...
|
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Відбулася Інтронізація Митрополита Київського і всієї України Онуфрія17 серпня у Свято-Успенській Києво-Печерській
Лаврі відбулася Інтронізація Блаженнішого Митрополита Київського і
всієї України Онуфрія, якого було обрано Предстоятелем Української Православної Церкви на Соборі єпископів УПЦ 13 серпня.
На площі перед Успенським собором було
звершено Божественну літургію з урочистим чином Інтронізації
Блаженнішого Митрополита Онуфрія.
Його Блаженству співслужили: представник
Святішого Патріарха Кирила митрополит Волоколамський Іларіон та...
|
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Храмовый Праздник нашего прихода9 августа, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона митрополит Харьковский и
Богодуховский Онуфрий посетил наш храм. В сослужении
настоятеля храма протоиерея Николая Терновецкого и духовенства г.
Харькова митрополит Онуфрий совершил Божественную литургию у источника на территории храма.
После причастия Святых Христовых Таин,
митрополит Онуфрий совместно с духовенством совершил молебное пение с
чтением молитвы у раки с частицей святых мощей великомученика
Пантелеимона.
По окончании богослужения
Высокопреосвященнейший владыка Онуфрий поздравил настоятеля
храма протоиерея Николая Терновецкого,
священнослужителей и прихожан с престольным праздником, пожелал, чтобы
дивный целитель и чудотворец великомученик Пантелеимон помогал каждому в
душевных и телесных болезнях.
В благословение архипастырь окропил духовенство и прихожан святой водой.
|
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Заява щодо висвітлення внутрішнього життя Української Православної Церкви на телеканалі «1+1»
Сьогодні, коли Українська Православна
Церква готується до обрання нового Предстоятеля, з боку окремих засобів
масової інформації розпочато безпрецедентно брудну кампанію проти
Церкви. Зокрема, телеканал «1+1» випустив в ефір кілька сюжетів,
присвячених ситуації, що склалася в Українській Православній Церкві
після смерті Блаженнішого Митрополита Володимира. Такі сюжети були
показані 5 липня та 3 серпня у випусках «Телевізійної служби новин», 13
липня в програмі «Підсумки тижня», 5 серпня в програмі «Секретні
матеріали», 9 серпня в програмі «Українські сенсації». |
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Заявление Синодального информационного отдела в связи
с гибелью православного священнослужителя и угрозами религиозному миру в Украине
Синодальный информационный отдел
Московского Патриархата выступил с заявлением в связи с гибелью
православного священнослужителя и угрозами религиозному миру на Украине.
С
каждым днем умножается число жертв гражданского противостояния на
Украине. 31 июля от ран, полученных при обстреле жилых кварталов
Луганска, скончался клирик Георгиевского храма Луганской епархии
протоиерей Владимир Креслянский. Сиротами остались пятеро его детей.
Поступают все новые сообщения о насильственных действиях в отношении
храмов Украинской Православной Церкви
и ее священнослужителей, оказавшихся в зоне боевых действий. В
результате междоусобной брани убито множество мирных жителей, разрушены
церковные и гражданские здания, сотни тысяч людей вынуждены спасаться
бегством.
В этой трагической ситуации Синодальный информационный отдел уполномочен заявить следующее.
Гибель
многих невинных людей, становящихся заложниками братоубийственной
ненависти, лежит на совести тех, кто отвергает диалог и примирение. Но
путь мира, путь жизни остается открытым, и избрать его, чтобы избежать
новых жертв, Церковь вновь призывает всех, кто способен услышать слова
Господни: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие.
Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19). |
|
|
Подробно |
|
|