|
|
|
|
Архиереи Донбасса призывают к посту и усиленной молитве о миреВ связи с непрекращающимися военными действиями на Донбассе
митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, памятуя о традиции Церкви
усилить пост и молитву в смутные времена, благословил своей пастве
с понедельника 2 июня и до субботы 7 июня перед днём Святой Троицы
(Пятидесятницы) нести строгий пост и творить усиленную молитву о мире
и прекращении военного противостояния.
Это доброе начинание нашло отклик и в Горловской епархии, второй
кафедральный город которой, Славянск, уже полтора месяца находится под
обстрелом. Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан также призвал
клириков и прихожан храмов епархии, имеющих на это силы и желание,
понести пост и усилить свою молитву о мире на нашей земле.
Донбасс Православный приводит архипастырское обращение митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона о прекращении смуты в Донбассе:
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…
Мф. 5, 21–22
Дорогие братья и сестры!
Несмотря на многочисленные увещевания Церкви к сторонам политического
противостояния, в наш общий Дом пришла война. А вместе с ней появились
убитые и раненые, беженцы и погорельцы — горе и боль на долгие годы для
множества соотечественников. К сожалению, все стороны нынешнего
противостояния считают свои действия правильными, но для верующих людей
ценностным ориентиром является одна Истина — Господь наш Иисус Христос,
Который сказал, что превыше всего — любовь Бога к человеку, а человека —
к ближнему. Поэтому Церковь не имеет права поддерживать
и не поддерживает кого-либо в этой смуте и братоубийственной войне.
Не будет Божьего благословения на тех, кто нарушает заповедь «Не убий!»,
совершая Каинов грех.
|
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Митрополит Волоколамский Иларион: Братские узы русского, украинского
и белорусского народов не могут разрушить никакие политические границы и
обстоятельства
31 мая 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стал главный редактор журнала «Эксперт» В.А. Фадеев.
Митрополит Иларион:
Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Вы смотрите передачу «Церковь и
мир». Сегодня мы поговорим о славянской письменности и культуре. У меня в
гостях — главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев.
Здравствуйте, Валерий Александрович!
В. Фадеев:
Здравствуйте, владыка! День славянской письменности, естественно,
связывают с равноапостольными святыми Кириллом и Мефодием. Владыка, у
меня почти обывательский вопрос: равноапостольные святые — кто они ?
Ведь апостолы — это ученики Христа, это те, кто непосредственно
соприкасался со Спасителем. Но существует не так много святых
равноапостольных — царь Константин, основатель Византийской христианской
империи, князь Владимир, Креститель Руси. В лике равноапостольных
прославлены также Кирилл и Мефодий. Что это означает для Церкви и для
нас?
Митрополит Иларион: Для
христиан значимость подвига апостолов определяется, прежде всего, тем,
что они проповедовали Христа, они шли в новые земли, создавали там
Церкви, и обращали людей в христианство. Этот подвиг на разных этапах
исторического развития Церкви повторяли отдельные выдающиеся личности.
Это могли быть личности, облеченные гражданской властью, как император
Константин и князь Владимир, или это могли быть люди, облеченные и
епископским саном, хотя и не обязательно. Если говорить о
равноапостольных епископах, мы вспоминаем Мефодия, ибо Кирилл не был
епископом. Равноапостольная Нина, просветительница Грузии, была простой
женщиной, которая своими трудами обратила в христианство Грузию. Святой
равноапостольный Николай Японский был русским миссионером, который в
1860-е годы отправился в Японию, где не было ни одного православного
верующего, кроме сотрудников российского консульства. И спустя 50 лет по
всей территории Японии было более 200 православных храмов и более 30
тысяч верующих. Поэтому тех людей, чье служение уподобляется по
значению или характеру апостольскому, мы прославляем как
равноапостольных. Причем, если говорить о крестителях целых народов,
как, например, князь Владимир, то, конечно, их подвиг имеет особую
значимость, потому что они, по сути дела, разворачивали корабль истории
целого народа, целой страны. |
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Пятнадцатая публичная лекция эллино-византийского лектория23 апреля в актовом зале Свято-Пантелеимоновского храма прошла очередная встреча в рамках эллино-византийского лектория. С докладом на тему: «Морально-этические взгляды гностиков и христиан» выступила Оксана Анатольевна Ручинская, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, кандидат исторических наук.
В лекции были подведены итоги научного изучения проблем связанных с возникновением, развитием и исчезновением такого философско-религиозного феномена как гностицизм. На основании анализа текстов свмч. Иринея Лионского, св. Ипполита Римского, свт. Епифания Кипрского и гностического архива из Наг-Хаммади Оксане Анатольевне удалось реконструировать непростую, а местами даже туманную систему взглядов основных представителей гностицизма начала II в. Сопоставление гностических систем с главными положениями христианства показал со всей очевидностью несовместимость их религиозных концепций.
После продолжительной дискуссии архимандрит Владимир Швец поблагодарил Оксану Анатольевну за интересную лекцию и выразил пожелание, что подобные встречи будут еще не раз собирать всех интересующихся и неравнодушных к истории Византии людей в ограде Свято-Пантелеимоновского храма.
<!--
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }
--> |
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
О ЧУДЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
Эту историю я узнал от иеромонаха Феофилакта, насельника Псково-Печерского монастыря, во второй половине восьмидесятых годов. А ему поведал военный — капитан первого ранга, человек верующий. Как он пришел к вере?
В молодости он командовал торпедным катером на Тихом океане. Однажды катер вышел на дежурство в море. Прогнозы синоптиков были благоприятны, ничего не предвещало беды. Однако вскоре на горизонте появилась вначале небольшая тучка, которая стала стремительно расти. Подул резкий ветер, который стал перерастать в стремительный шквал. Начался шторм. Огромные волны стали захлестывать небольшой корабль.
|
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
БОГОСЛОВ СРЕДИ ЕВАНГЕЛИСТОВ
Богословие появилось в Церкви практически сразу. По-другому и быть не могло. Стоя рядом с Христом, Его ученики спрашивали друг друга: «Кто же это?» Богословие и стало ответом на их вопрос.
Ученики видели Человека, великого Учителя духовной жизни. Видели в Нем пришедшего долгожданного Мессию. И даже еще больше того. Перед ними открывалось подлинное, неожиданное, приводящее в страх богоявление.
Апостолы признавали, что во Христе – и настоящий Человек, и настоящий Бог. Во Христе необычайное соприсутствие Бога и Человека. Поэтому в апостольских Писаниях читателю обязательно встретится мысль о том, что Христос – Богочеловек. У всех евангелистов. Эта мысль высвечивает перед нами самое глубинное средоточие христианского богословия.
У всех евангелистов есть богословская весть о Христе. Но даже на хорошо прописанном новозаветном богословском фоне Евангелие от Иоанна заметно выделяется. Настолько заметно, что Церковь почтила его автора титулом Богослова. Среди православных святых было много выдающихся мыслителей, прекрасно выразивших церковное учение. Но в святцы с именем «Богослов» вошли за всю историю Церкви только трое. Первый и главный из трех – евангелист Иоанн. Он сразу, в I веке от Рождества Христова, «задал тон» всему церковному богословию.
***
Апостол Иоанн в основу Евангелия положил созерцание вечности: «В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). По-русски немного абстрактно звучит, потому что «слово» – оно, то есть среднего рода. По-гречески «слово» – λόγος – он, мужского рода. Если мы попробуем оставить λόγος без перевода, то у нас получится: «Изначально был Логос, и Логос был с Богом, и Логос был Бог». Чувствуете разницу? Никакой абстрактности в оригинале нет. Стихи евангелиста Иоанна о Боге-Слове имеют вполне «персональное» звучание.
Пролог Евангелия от Иоанна нужно понимать «персонально». Бог Един. Бог Один, и нет другого, такого же как Он. Нет никакого языческого множества Богов. И есть некое таинственное различение в Едином Боге. В каком смысле? В «персональном»: в Едином Боге различаются три Лица. |
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
ПОХОРОНЫ ВРАЖДЫ
Первые слова, которые Воскресший обращает к ученикам: «Мир вам!» Он не укоряет и не порицает их за то, что они разбежались и оставили Его, не отвергает и не судит. Он приносит мир; не только им, но и нам, всем, кто слушает Его.
Примирение наступает после конфликта; и нам важно взглянуть на этот конфликт.
Грех — это мятеж, отказ считать Бога Богом, признавать Его единственным законным Владыкой мироздания вообще и своей жизни в особенности. Падший человек сам претендует быть господином — над собой, над другими, над окружающим миром. И это неизбежно проявляется во вражде, когда люди бесконечно выясняют, кто кем командует и кому что принадлежит, а мир устанавливается только благодаря «равновесию страха». Это неизбежно приводит и к вражде с Богом, которая проявляется в яростном отказе признавать Его владычество и следовать Его воле.
Люди мечтают о мире — более того, признают и провозглашают ценность мира — но живут в непрестанных конфликтах. Семьи распадаются, соседи судятся, державы воюют. Цивилизация, законы, суд, полиция как-то сдерживают все это безобразие в определенных рамках, но когда они падают — из-за природной катастрофы, войны или революции — общество быстро скатывается к тому состоянию войны всех против всех, о котором писал британский мыслитель XVII века Томас Гоббс в своем знаменитом труде «Левиафан»:
«Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех... Пусть сомневающийся сам поразмыслит над тем обстоятельством, что, отправляясь в путь, он вооружается и старается идти в большой компании; что, отправляясь спать, он запирает двери; что даже в своем доме он запирает ящики, и это тогда, когда он знает, что имеются законы и вооруженные представители власти, готовые отомстить за всякую причиненную ему несправедливость. Какое же мнение имеет он о своих согорожанах, запирая свои двери, о своих детях и слугах, запирая свои ящики? Разве он не в такой же мере обвиняет человеческий род своими действиями, как и моими словами?»
Люди — ожесточенные мятежники против Бога и друг против друга, и падший человек смотрит на Бога — как только начинает воспринимать Его всерьез — с враждебностью и страхом, как на Того, Кто пресечет его мятеж и покарает его грехи.
И вот Христос Своей смертью и Воскресением приносит нам мир. Святой апостол Павел пишет о том, что Христос «убил вражду» на Кресте (Еф.2:16), а святой Иоанн Златоуст в «Беседе на Вознесение» подробно поясняет:
«Бог гневался на нас, мы отвращались от Бога, человеколюбивого Владыки; Христос же, предложив Себя в посредники, примирил то и другое естество. Как же Он предложил Себя в посредники? Он принял на Себя наказание, которое мы должны были понести от Отца, и претерпел следовавшее затем мучение и здешнее поношение. Хочешь ли знать, как Он принял на Себя то и другое? “Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою”,— говорит Апостол (Гал. 3:13). Видишь ли, как Он принял наказание, угрожавшее свыше? Посмотри, как претерпел Он и поношения, причиняемые на земле. “Злословия злословящих Тебя, — говорит Псалмопевец, — падают на меня” (Пс.68:10). Видишь ли, как Он прекратил вражду, как Он не переставал делать и терпеть все, и употреблять все меры, пока не привел неприятеля и врага к Самому Богу и сделал его другом?»
Смерть и Воскресение Христа являются бесконечным источником прощения и мира в отношениях с Богом. Как говорит пророк Исаия:
«Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис.54:9–10).
Но не только в отношениях с Богом, но и между людьми смерть и Воскресение Христа являются бесконечным источником прощения и мира. Нам нечего взыскивать с людей, на которых мы обижены и негодуем, особенно, с наших братьев и сестер по вере, потому что Христос умер за их грехи, как Он умер за наши. Видя человека, который вызывает нашу неприязнь и озлобление, мы должны знать, что Христос уже понес на Себе и его грехи тоже.
Конечно, этот человек — как, увы, и мы — может отвергнуть принесенную ради него жертву и погибнуть во грехах своих. Но это не отменяет того, что Жертва за него принесена — и мы видим его через призму этого факта. Все осуждение, весь гнев, всю ярость, все грехи и обиды, которые можно было бы справедливо предъявить этому человеку, понес на Себе Христос: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5).
Христианин, принявший Святое Крещение и приступающий ко Святым Тайнам, носит в себе величайший источник мира — смерть и Воскресение Господа. Среди людей, поглощенных взаимными обидами и негодованием, он знает истину: Христос убил вражду на кресте и воскрес, возвещая нам мир.
Христианин перемещен в другую систему координат — где уже нет ярости, раздражения, желчной иронии, составления списков обид и невыносимого желания отомстить. Для того, кто пребывает во Христе, все это мертво; и сам он для всего этого как мертвый.
В средневековой легенде о коварной принцессе Фальтстраде — одной из жен императора Карла Великого — говорится о магическом кольце, которое обеспечивало ей прочную привязанность императора. Когда Фальтстрада умерла, Карл долго отказывался ее хоронить и даже уходить из комнаты, где лежало ее тело. Епископ Тюрпен, заподозрив колдовство, вытащил кольцо — и морок рассеялся, император увидел то, что было на самом деле — безобразный труп. В ту же минуту он поспешно вышел из комнаты и велел похоронить мертвое тело.
Господь и Спаситель наш Иисус Христос умер за грехи наши и воскрес из мертвых; таков основополагающий факт о реальности, в свете которого христианин видит все остальное. И этот факт рассеивает морок, которому подвержен этот мир. Мы видим во вражде не что-то важное, захватывающее и волнующее, а просто труп — труп, который уже не может претендовать ни на наши мысли, ни на наши чувства.
Христиане живут в мире с Богом — послушные среди мятежников, не враждующие среди враждующих, кроткие среди озлобленных. Таков дар Господа, о котором Он говорит: «Мир вам!»
Сергей Худиев
Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/70320.htm
|
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
В ЕВРОПЕ СТРЕМИТЕЛЬНО РАСТЕТ ЧИСЛО АНТИХРИСТИАНСКИХ ИНЦИДЕНТОВ
В новом сообщении, выпущенном Обсерваторией прав человека, говорится, что остается все меньше и меньше пространства для Христианства во все более и более секуляризуемом обществе Европы, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на Радио «Ватикан».
В своем последнем отчете Обсерватория нетерпимости и дискриминации в отношении христиан в Европе зарегистрировала 241 случай нетерпимости к христианам на континенте, имевший место в 2013 г.
В сообщении говорится, что некоторые европейские правительства и представители гражданского общества стремятся исключить Христианство.
Директор Обсерватории доктор Гудрун Каглер привела статистические данные, которые показывают рост числа антихристианских акций. В Бельгии, например, по ее словам, ежедневно разрушаются или же становятся объектом грабежа 2-3 христианских церкви. Подобная ситуация характерна также для Германии и Франции, где каждый день случается, по меньшей мере, одно нападение на церковь или священное место, связанное с ненавистью к христианам.
На вопрос о причинах этой нетерпимости к христианам Каглер сказала, что существует много факторов, но она полагает, что главная причина - растущее отделение Церкви от государства и европейского общества.
«Господствующее общество в Европе становится все более и более секуляризованным, и Христианство борется за свое собственное место (в обществе)», — отметила исследовательница. Каглер сказала, что нетерпимость к христианам — и социальное явление, и юридическое, обусловленное новыми законами во многих странах.
Гудрун Кеглер отметила также, что недавно лично столкнулась с антихристианским актом в Вене, где она живет - в австрийской столице на днях стала объектом вандализма знаменитая церковь св. Карла.
17 мая 2014 года
Источник: http://www.pravoslavie.ru/ |
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
СЕРБСКИЙ ПАТРИАРХ НАЗВАЛ ГЕЙ-ПАРАД СОБРАНИЕМ ИЗВРАЩЕНИЙ И ПОРОКОВ
«Мне жалко этих людей, принадлежащих к так называемой гей-популяции. Это расстройство или отклонение человеческой природы... не могу понять почему они навязывают эту проблему нам и открыто это показывают», – сказал Предстоятель Сербской Церкви в своем интервью изданию «Недельник», отвечая на вопрос будет ли Сербская Церковь добиваться от властей запрещения гей-парада.
В этом году в сербской столице вновь готовиться недельная акция под названием «Парад достоинства» («Парада поноса»), наполненная различными мероприятиями, выставками и концертами, популяризирующими различные проявления деятельности ЛГБТ-сообщества.
Готовящиеся акции вновь раскололи сербское общество, основная масса которого негативно относится к подобным мероприятиям. В прошлом году аналогичный «Парад достоинства» сопровождался кощунственными богохульными выходками. При этом на сербские власти и общественность оказывалось беспрецендентное давление со стороны преставителей стран Евросоюза и США с целью проведения этих мероприятий. Активную роль в том, чтобы они состоялись, сыграли различные европейские политики и дипломаты.
17 мая 2014 года
Источник: http://www.pravoslavie.ru/
© Православие.Ru |
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
«Православний вісник» за 17 травня
Головна тема програми – київська духовна традиція. Тож, дивіться у випуску: пам'ять святих благовірних князів Бориса і Гліба; священномученик Макарій та Київський Златоуст Іоанн Леванда. А також ви дізнаєтеся відразу про двох незвичних священиків.
|
|
|
Подробно |
|
|