|
|
|
|
Одиннадцатая публичная лекция эллино-византийского лектория при Пантелеимоновском храме (ВИДЕО)
Византийское наследие настолько многообразно, что порой отступления от
традиционной парадигмы его восприятия могут дать неожиданные результаты.
Попыткой такого подхода стала лекция, казалось бы с довольно обыденным
названием: «Уставная традиция богослужебного пения на примере
византийской традиции». Однако лектору – кандидату искусствоведения
Игорю Леонидовичу Сахно, регенту хора Свято-Трехсвятительского храма г.
Харькова – удалось представить перед присутствующими не только процесс
развития византийской певческой традиции, но и, сметая пыль веков
оживить, казалось бы уже забытые напевы древних христианских песнопений в
наши дни, в актовом зале Свято-Пантелеимоновского храма.
|
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Вышел в свет сборник публичных лекций "Византийская мозаика"Сборник «Византийская мозаика» включает тексты Публичных лекций, прочитанных в 2012—2013 учебном году на собраниях Эллино-византийского лектория, прошедших на базе кафедры истории древнего мира и средних веков Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина и Свято-Пантелеимоновского храма г. Харькова (Харьковская епархия Украинской Православной Церкви Московского Патриархата).
Сборник будет интересен и полезен историкам, археологам, религиоведам, философам, искусствоведам, а также всем, кто интересуется историей Византии и христианства.
Скачать byzant_mozaik_zm.pdf [3.02 Mb] (cкачиваний: 278)
|
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Празднуя святое Богоявление, перенесемся мыслию на самое место события, и будем разумно внимать происходившему там! – Вот Вифавара! Вы видите на берегу святого Иоанна, в одежде из верблюжьяго волоса, с поясом усменным о чреслех своих (Мк. 1:6). Его окружает безчисленное множество народа из Иерусалима, Иудеи и всей страны Иорданской. Крещение Спасителя только что кончено; и очи всех обращены на восходящаго от воды Сына человеческаго. — Они больше ничего и не видят. — Но изострите верою око ума вашего и вслед за Иоанном, минуя сие видимое всем, установите внимательный взор на то, что не всем видимо, — на небо отверзтое, голубя сходяшаго и глас слышанный: «Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих!» (Мк. 1:11). Установите взор ваш и не отрывайте внимания вашего от сего дивнаго видения! О! кто даст слову нашему силу, чтоб достойно воспеть славу Бога, в трех ипостасех на Иордане явившагося!
|
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Псалом 50Жил на свете один человек, который больше всего в мире и больше самой
жизни своей любил Бога и Его слова. Не так сладок лакомке мед, не так
желанны горсти сияющих камней любителю драгоценностей, как сладки и
желанны были этому человеку молитвы. Молясь, он пел, ибо любил Бога, а
влюбленным свойственно петь. Часто хотелось ему, чтобы весь мир пел
вместе с ним, и тогда человек этот звал на молитву всю вселенную.
«Молитесь со мной горы и холмы, – восклицал человек, – молитесь птицы,
звери, солнечный свет и дождевые капли, раскаты грома и мерцающие
звезды!» «Всякое дыхание да хвалит Господа!»
В это время сердце
молящегося человека было горячо. Как к котлу, стоящему на огне, не
подлетают близко нечистые мухи, так далека от сердца молящегося человека
была всякая нечистая и скверная мысль. Но иногда прекращает молитву
даже самый горячий молитвенник. Прекратил молитву, стал беспечен однажды
и тот, о ком идет наш рассказ. Давид звали его. Он был царь, носящий в
груди пророческий огонь.
Этот огонь не горит всегда с одинаковой
силой. Однажды вечером, когда пророческий дух не волновал сердце царя, а
молитва не согревала его изнутри, Давид «прогуливался на кровле
царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была
очень красива» (2 Цар. 11: 2).
|
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
митрополита харьковского
и богодуховского Онуфрия,
священноархимандрита Свято-покровского
мужского монастыря г. Харькова
Боголюбивым пастырям,
всечестному иночеству, учащим и учащимся
Харьковской духовной семинарии
и всем верным чадам Харьковской епархии
Украинской Православной Церкви
«Бог сый мира, Отец щедрот,
великого совета Твоего Ангела,
мир подавающа послал еси нам:
тем богоразумия к свету наставльшеся,
от нощи утреннююще,
славословим Тя, Человеколюбче»
(ирмос 5 песни канона Рождества Христова)
Возлюбленные отцы, братья и сестры!
В
дни Рождества Христова мы вспоминаем Промыслительное для истории
человечества событие - пришествие в мир Господа Бога и Спасителя нашего
Иисуса Христа. Бог Отец послал Единородного Сына на землю, чтобы
примирить людей с Собой, обновить падшего человека, воссоединить
разделенные силы человеческой души – разум, волю, чувства, а также
даровать людям мир и любовь. В честь Святого Рождества Христова
ангельские силы воспели небесный гимн: «Слава в вышних Богу, и на земле
мир, в человеках благоволение» (Лук. 2,14).
|
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим
и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные
пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и
сестры!
Сегодня наши храмы наполнены людьми, которые пришли прославить
Новорожденного Богомладенца — Христа Спасителя, и Его Пречистую Матерь —
Деву Марию.
Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории.
Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя
человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием
Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а
не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель,
Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть
Святая Троица, внутренним законом жизни которого является также любовь, —
а вовсе не одинокий Владыка мира.
И сегодня мы празднуем событие, в корне переменившее весь ход
человеческой истории. Бог входит в самые недра человеческой жизни,
становится одним из нас, берет на Себя всю тяжесть наших грехов,
человеческих немощей и слабостей — приносит их на Голгофу, чтобы
освободить людей от невыносимого бремени. Бог отныне — не где-то в
неприступных небесах, а здесь, с нами, среди нас. Каждый раз во время
совершения Божественной Литургии произносятся слова «Христос посреде
нас!» — и ответ: «И есть, и будет!» Это яркое свидетельство о
присутствии Самого Воплотившегося Бога — Христа Спасителя — среди Своих
верных. Регулярно причащаясь Его Святых Тела и Крови, прилагая усилия к
исполнению Его заповедей, мы входим в реальное общение с Ним, с нашим
Спасителем, и обретаем прощение грехов.
|
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Рождественское
послание Митрополита Киевского и всея Украины Владимира архипастырям,
пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Украинской
Православной Церкви
Возлюбленные о Господе архипастыри, досточтимые пастыри,
честное во Христе монашество, боголюбивые миряне – братья и сестры!
«Христос рождается —
славьте! Христос с небес — встречайте!» — торжествуя, призывает нас ныне
Святая Церковь открыть свои сердца, дабы Христос Бог вошел в нашу жизнь
и наполнил ее смыслом, миром и радостью. Бог рождается по плоти в этот
мир, чтобы исцелить человеческую природу от греха, освободить нас от
власти диавола и вернуть нам потерянный рай. И
что важнее всего, Своим Рождеством Бог освящает человеческое естество и
дарует нам возможность причастия иной, Божественной жизни. «Чудо
(Рождества), — говорит святитель Иоанн Златоуст, — изумляет меня. Ветхий
днями (Дан. 7: 9) сделался Младенцем; восседающий на престоле высоком и
превознесенном (Ис. 6: 1) полагается в яслях; неосязаемый, простой,
несложный и бестелесный осязается человеческими руками; расторгающий узы
греха повивается пеленами, — потому что Он так хочет. Он хочет
бесчестие обратить в честь, бесславие облечь славою, в пределах унижения
показать образ добродетели. Поэтому Он принимает мое тело, чтобы я
вместил Его…» (Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа).
Пришествие в мир Христа Спасителя знаменует начало новой эры не
только в летосчислении. Начинается новая историческая эпоха — Бог
заключает с человечеством Новый Завет, который основан на новых
отношениях, на принципах любви и даре благодати.
|
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Слово в Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Предпразднуем
людие Христово Рождество и, вознесше ум, к Вифлеему вознесемся
мыслию... — слышим мы, други наши, в последнее воскресенье пред
Рождеством Христовым призыв Святой Церкви к глубокому размышлению о
сущности приближающегося великого праздника.
Событие, совершившееся
двадцать столетий назад, было столь велико, что равного ему не было в
истории земли. “Велия благочестия тайна, Бог явися во плоти”.
Маленький
безвестный Вифлеем, и в нем, в убогом вертепе, бедные “скотии ясли”
стали для всего мира центром внимания и точкой отсчета нового времени,
ибо в них возлег Невместимый Христос Бог.
Бог — Властитель мира —
явился смиренным Младенцем, в Котором в момент рождения мало кто прозрел
Божие величие, и славу, и силу. А ведь этого Младенца мир ждал с начала
своей истории, приняв в пророчествах обетование Божие о явлении на
земле Спасителя и Искупителя человечества: “и ты, Вифлеем, земля Иудина,
ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь,
Который упасет народ Мой, Израиля” (Мф. 2, 6). И вот рождением Христа
пришел конец всем пророчествам о Нем. И то, что было в Ветхом Завете
прикровенно и туманно, озарилось явлением Божественного Младенца и стало
явно.
Много младенцев рождалось в Вифлееме, и знатных, и именитых,
но ни в одном из них мир не заподозрил Того единственного, Которым
надлежало ему спастись и в ожидании Которого он томился.
Все в мире
изменилось только с рождением Иисуса Христа, ибо Им кончилось время
закона, и благодать властно преобразила все живое и отерла слезы
безнадёжия.
Приведу весьма отдаленную аналогию: вот все мы с вами
безошибочно узнаем действие Божией благодати на наши души, на наши
сердца. Все меняется в нас — светлеют лица, радостию и светом лучатся
глаза, благодатная тишина покоит сердце. И это не только в нас
происходит. Благодать, коснувшись нас, преобразует и все вокруг нас —
природа, вопреки законам естества, откликается на то, что происходит с
нами.
|
|
|
Подробно |
|
|
|
|
|
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с событиями на УкраинеДокумент принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года (журнал № 132).
Последние месяцы уходящего 2013 года ознаменовались глубоко
взволновавшими нас нестроениями на Украине, которые болью отзываются во
всей единой, многонациональной и многомиллионной Русской Церкви.
Мы молимся о мире на земле Украины. Просим Небесного Отца не допустить
разобщения и духовного ослепления народа, который более тысячи лет живет
в лоне Православия. Надеемся, что никакие политические разногласия не
разрушат нашего братского общения и взаимной поддержки.
Искренне желаем примирения разных этнических и социальных групп,
приверженцев различных политических взглядов. Напоминаем, что Господь
через святого апостола Павла призывает нас: «Если возможно с вашей
стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18).
|
|
|
Подробно |
|
|