|
Иконопочитание истинное и ложное
Благочестиво ли украшать репродукциями икон, фресок, мозаик с ликами
Христа, Богородицы, ангелов и святых угодников Божиих обложки
православных книг и журналов, первые полосы газет, календари и прочие
вещи? Надо ли в храме украшать лицевую сторону деревянного аналоя
распятием Спасителя, если оно оказывается на уровне колен прихожан,
подходящих поцеловать лежащую на нём икону? Хорошо ли в православном
магазине раскладывать иконы на полках, едва возвышающихся над полом, так
что покупатели, рассматривая лики святых, Христа и Богоматери,
вынуждены в буквальном смысле смотреть себе под ноги? Так ли должно
выражаться наше иконопочитание, и не переходит ли оно в свою
противоположность? Эти и многие подобные вопросы волнуют не только
автора статьи, но и многих православных христиан. В данной публикации
предлагаются на них ответы и возможные решения описанной проблемы.
Недавно
на православном сайте Богослов.Ru мне бросилась в глаза аннотация одной
богословской монографии. Заинтересовало меня не столько название (хотя
оно тоже обращает на себя внимание)[1], сколько оформление обложки. На
ней воспроизведена репродукция византийской мозаики с ликом Спасителя,
обезображенного рукою художника-оформителя в авангардистском стиле:
образ разбит на полосы, сдвинутые друг относительно друга, так что
глаза, нос, рот, подбородок оказались в стороне друг от друга. Не знаю,
какого вероисповедания был художник, но автор – православный теолог
(американский грек). |
|