Как преодолен раскол в Болгарской церкви
И в наши дни — через два десятилетия после начала раскола — незначительная группа клириков и мирян продолжают отказываться от присоединения к столь трудно восстановленному в нашей стране единству Церкви.
Болгарская Православная Церковь (БПЦ), учрежденная в 870 году как Архиепископия Константинопольского Патриархата, в своей более чем тысячелетней истории претерпела множество испытаний. Отрицаемая, объявляемая схизматической и открыто преследуемая, БПЦ вступила в новейший период своей истории (после 1989 года) внутренне разделенной. Группа духовенства и мирян, активно поддержанная представителями государственной власти, провозгласила себя «альтернативной и демократической» Болгарской Церковью, объявив недействительными выборы Болгарского Патриарха Максима, состоявшиеся еще в 1971 году.
Формально этот раскол начался 18 мая 1992 года, когда несколько болгарских архиереев во главе с Неврокопским митрополитом Пименом выступили со следующим заявлением: «По причине порочности и ничтожности выборов Патриарха Максима в 1971 году необходимо провести новые выборы патриарха. Ввиду этого и на основании ст. 17 Устава БПЦ следует избрать Наместника-Председателя Св. Синода, который принимает председательство в Св. Синоде до избрания Патриарха».
На этом основании 25 мая того же года Дирекция вероисповеданий при Совете министров Республики Болгария[1] издала Акт № 92, в котором неправомерно провозгласила нелегитимным действовавший на тот момент состав Св. Синода БПЦ, а Наместником-Председателем нового, «альтернативного синода» признала митрополита Пимена.