Православный пост по существу своему не мыслим в разделении, он есть единое целое
В наше время, когда современное общество пренебрегает православным
постом или совершенно отвергает это величайшее сокровище, данное нам
Самим Богом, тема о православном посте является одной из актуальнейших и
насущных.
Причинами такого отвержения или отрицания православного поста, с одной
стороны, является отголосок прошлого — безрелигиозное мировоззрение,
сформировавшееся в нашем обществе на нашей многострадальной земле более
чем за семидесятилетнее господство атеизма, а, с другой стороны, мы не
можем не считаться с существующим воздействием находящегося в
духовно-бедственном состоянии западного мира, где под влиянием
протестантской теологии пост не имеет важного значения в его жизни и
порой совершенно отвергается.
Мы еще помним, как в советское время в обществе прививалось всякое
отвращение к религии, как к пережитку прошлого, присущему только
отживающим пожилым людям. Православный пост вызывал, по меньшей мере,
недоумение, а на постящихся смотрели, как на самоубийц — ненормальных и
отсталых от жизни людей, наносящих вред своему здоровью. Сейчас, в
современном обществе, ведётся не явная уже, как раньше, а тайная, но,
как и прежде, целенаправленная методическая борьба. Идет разрушение всех
основ Православной веры, национальных традиций и культуры, отравление
всей благочестивой жизни православных христиан, в которую, как основное
начало духовного возрождения (не только одного человека, но и всего
общества в целом), входит православный пост; но самое ужасное, что
иногда мы не понимаем, что происходит в мире и к чему нас ведут.
Присмотревшись внимательно, мы можем видеть, что в наше время у людей
происходит изменение сознания, воспитывается и укореняется новое
восприятие мира с западно-протестантским психологическим уклоном, мало в
чем уступающим атеистическому мировоззрению; мало кому известно, что на
западе верующих в реальное пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь
Христа протестанты считают ненормальными.
Сладострастие, пресыщение, невоздержанность и распущенность, бесславящие
человеческое достоинство и причиняющие действительно настоящий вред
человеческому здоровью и здоровью общества, становятся нормой. Комфорт
ставится на передний план, и люди настолько преданы ему, что жизнь свою
без этого кумира уже не мыслят, любовь к нему настолько велика, что они
готовы за него душу положить, лишь бы быть соединенными с ним навсегда, а
речи о посте вызывают у них такую ярость, что они измышляют апологии в
защиту своего бога — комфорта. «Забота века и обольщение богатства
заглушает слово» (Мф. 13, 22), и мы вместо плодов благодатных, подобно
нашим прародителям, поедаем запретные плоды: удовольствие становится
смыслом жизни, все высшее, духовное, отодвигается в сторону, и вместо
того, чтобы искать прежде всего Царствия Божия и правды его, мы ищем,
прежде всего, что нам поесть, что попить или во что одеться покрасивее и
помоднее. Раболепство страстям облекается в благородные формы и
преподносится в виде чего-то возвышенного и культурного, но как бы мы ни
возвышались, предаваясь плотским удовольствиям и усердно служа своим
страстям, реально при этом мы можем достичь не Царствия Божия, а
пресыщения, которое по словам святителя Василия Великого — начало
всякого зла.
Теперь человек сам себе причиняет много горя, если перестает бороться со
своими страстями: калечит свое здоровье, тратит душевные и телесные
силы, и опускается до уровня животного. И в этой борьбе на помощь ему
приходит православный пост — чудесное средство борьбы со страстями,
которое вводит в жизнь воздержания и трезвения или, по словам святителя
Димитрия Ростовского, — в рай на земле и избавляет от жизни растленной и
греховной, что есть ад на земле и превеликое тление.