Когда в истории появилось понятие «от Рождества Христова, до Рождества Христова»?
Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525
году настоятелем одного из римских монастырей Дионисием
Малым (Dionysius Exiguus). До этого в римской империи и в
первые христианские века летосчисление велось с 29 августа
284 года н. э. – от начала правления императора
Диоклетиана (около 243 – 313 гг. н. э.). Римляне
называли это «эрой Диоклетиана». С победой
христианства это летоисчисление стали называть
эрой
мучеников, так как Диоклетиан был жестоким гонителем
христиан.
В 531 году заканчивался 95-летняя пасхалия, составленная
архиепископом Кириллом Александрийским (376-444), которая
охватывала период с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана
(соответственно: с 437 г. по 531 г. н.э.). Дионисий Малый
по указанию папы Иоанна I должен был составить на
очередной 95-летний период пасхалию. В 525 году (241 г.
эры Диоклетиана) он произвел расчеты. Дионисий принял 532
год (248 г. эры Диоклетиана) за начало новой 95-ти летней
пасхалии. При этом он предложил отказаться от эры
Диоклетиана, а летоисчисление вести «от воплощения
Господа нашего Иисуса Христа» («ab incaratione
Domini nostri Jesu Christi»). Согласно его расчетам
Рождество Спасителя мира соответствовало 754 году от
основания Рима. Новое летоисчисление было принято Церковью
при и императоре Карле Великом (742 - 814).
Дионисий Малый по происхождению – скиф. Он был
ученым монахом, хорошо знал Священное Писание, прекрасно
владел латынью и греческим языком. Им были составлены
сборники по каноническому праву, которым долгое время
руководствовалась Западная Церковь.