Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников,
в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их
по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи (Исх.
25, 40), по образу которой Моисей поставил скинию (Исх. 39, 43; 40,1).
Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно
святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником
преполовения, был обряд торжественного возлияния воды. Возлияние воды было
знамением возлияния Святого Духа.
В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и
учил. От божественного учения Господа преполовение стало праздником для
Церкви Христовой. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник,
«дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7, 15). «Многие
же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели
сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (Ин. 7, 31). «Многие
говорили» об Иисусе Христе: «Он точно пророк» (Ин. 7, 40). «Другие говорили:
это Христос» (Ин. 7, 41).
Этим учением Господь ясно показал Себя Мессией, ходатаем Бога и людей,
законодателем и равным Богу Отцу. Это учение Иисуса Христа, соответственно
половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Святого
Духа, предвозвещает и о приближающемся времени сошествия Святого Духа,
ибо «в последний день праздника», во время которого Господь был в церкви
и учил, Он Сам предвозвестил о Святом Духе, «Которого имели принять верующие
в Иисуса Христа» (Ин. 7, 37-39). Таким образом, Преполовение Пятидесятницы
есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, как Мессии, пославшего
Святого Духа.
День Преполовения – это древний христианский праздник. О нем упоминает
в своих поучениях свт. Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий Константинопольский,
в VII – преподобный Андрей Критский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, в IX
– преподобный Феофан Исповедник воспели преполовение в духовных песнях,
которыми Церковь ныне восхваляет Господа среди Преполовения Пятидесятницы.|
Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели
Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное
Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику,
жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после
литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие
души водами благочестия, как Он «возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко
Мне и пей» (Ин. 7, 37).
(По книге прот. Г.С.Дебольского «Дни богослужения Православной
Церкви»)