Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа
Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует,
что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил
Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах,
творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до
Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и
написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он
послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать
изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел
Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого
стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком
камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это
ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и
передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя,
обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления
ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст,
полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его
Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С
благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая
часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода
обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей
(память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил
уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном
Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится",
Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много
лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному
Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря,
правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с
городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть
Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним
лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и
жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой
I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу
Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной
ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ
обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной
доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения
крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское
войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не
препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором
распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин
Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу
Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими
почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал
Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа
Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько
преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их
владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была
взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям,
Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в
монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный
Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н.
"на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в
Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что
разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на
существовании нескольких точных отпечатков.
Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая
кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В
доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731)
прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление
царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на
общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских
войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть
благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими
молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.
По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя: 1) в Едессе,
царя Авгаря - 16 августа; 2) Камулианский; обретение его описал
святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобного
Никодима Святогорца († 1809; память 1 июля), Камулианский образ явился
в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией - 9 августа; 3) при
императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая
Мария синклитикия (память 11 августа); 4) на керамии - 16 августа.
Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в
попразднство Успения, называют третьим Спасом, "Спасом на холсте".
Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви
выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из
наиболее распространенных.