Зачем нужны неудачи?
Беседа с настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери (в с. Быково) протоиереем Валентином Дроновым
– Отец
Валентин, прежде чем начать разговор о
детских неудачах, хотелось бы понять, как
верующий человек должен
воспринимать те жизненные сложности и проблемы,
которые не удалось разрешить? Уместно ли вообще
говорить об удаче или неудаче применительно к
событиям жизни церковного человека?
– Действительно, если выйти за рамки
чисто обывательского взгляда на жизнь, то
понятия «удачи» или «неудачи»
вызывают сомнения. Для христианина
очевидно, что те или иные завоевания и
«удачи» принадлежат вовсе не нам, а
возможны лишь благодаря помощи Божией. Точно так же
и неудачи не всегда свидетельствуют о
нашей несостоятельности, бесталанности и никчемности, а
посылаются нам во имя каких-то целей. В
христианстве понятие удачи – в том
смысле, который в него обычно
вкладывают, – не существует. Когда
говорят, что человеку сопутствует удача,
то подразумевают какое-то необъяснимое
везение, не связанное с затраченными трудами и
заслугами. Удача в обыденном представлении
– скорее действие слепой судьбы, чем результат
приложенных усилий. Если же основываться
на христианском мировосприятии, то говорить об
удаче можно лишь в одном смысле: когда
человеку нечто удается благодаря своим
усилиям. Причем, достигнутый результат – это
не только и не столько плод его личного труда, но и
свидетельство Божиего присутствия и
покровительства. То же и с неудачами:
человек верующий отнесется к несбывшимся
мечтам и несостоявшимся планам с точки зрения
Промысла Божия. А значит, задумается о себе,
попытается осмыслить свой путь, усомнится в
правильности тех или иных решений. Для
верующего человека неудачи – повод
к переосмыслению своей жизни, а значит –
прямой путь к созиданию и
самосовершенствованию.
– Как помочь ребенку в преодолении тех
испытаний, которые кажутся ему неудачами?
– Восприятию неудач ребенок учится в
семье. Он будет относиться к сложностям и испытаниям
так, как их воспринимают родители. Если
в семье жизнь воспринимается с точки зрения
действия Божиего Промысла, то и ребенок
отнесется к своим проблемам по-христиански. Он
будет знать, что трудности посылаются во благо, что
неудачи существуют для их преодоления, а испытания
– для взросления и закалки.
Естественно, детям сложнее справиться с
откровенными неудачами: ребенок не способен постичь
и рационально объяснить себе все тонкости
богословия, а тем более – опираться на них
в житейских ситуациях. Но он должен знать, что
неразрешимых проблем не бывает: с ними он может
обратиться к священнику, обсудить с родителями,
попросить совета у близких. И здесь ребенку нужно
помочь.
Как это ни банально звучит, самое лучшее – не
морализаторство, а живой разговор,
в котором он почувствует дружеское
участие, а не осуждение взрослых. Я всегда
советую включать фантазию –
предположить, что может случиться, если отказаться
от испытания и усилий. Скажем, ребенок не выполняет
каких-то необходимых обязательств в школе или
в семье. Пофантазируйте вместе с ним,
что будет, если такое поведение станет
нормой, каким он вырастет, будут ли у него друзья,
получится ли у него осуществить свои мечты.
Человеку просто невыгодно быть плохим, глупым,
ленивым, злым: с этим ребенок легко согласится.
Христианские ценности открыты и очень логичны: награда за
добродетель – это не только жизнь вечная, но и
блага жизни земной, если только уметь их видеть:
любовь близких, дружба, согласие, понимание,
интересное дело, радость творчества.
Человек ведь обладает необозримой
свободой, перед ним Господь открывает
бесконечные горизонты, и выбор всегда за нами.
Спросите у ребенка, какой путь его привлекает
больше: невежества или постижения знаний,
добра или зла? Конечно же, он предпочтет созидание, труд,
добродетель. Причем, эти ценности перестанут быть
для него абстрактными предписаниями, а окажутся
результатом разумного, естественного и логичного
выбора.
Кроме того, ребенок должен постоянно ощущать
Божественное присутствие и участие. Если
школьная и семейная жизнь будут включены в
этот контекст, то и испытания не покажутся неудачами,
которые так часто вызывают в детях
глубочайшие болезненные потрясения. Важно объяснить
ребенку, что неудачи – это не события, которые с
нами случаются, а то, как мы к ним относимся. Если
осознавать, что не только мы строим свою
жизнь, но Господь ведет нас своими
неисповедимыми путями, то во всех
трудностях откроется особый смысл, а испытания станут
поводом к труду и самосозиданию.
Ощущение Божиего присутствия убережет ребенка
от чувства одиночества, ведь
именно одиночество – главный корень
детских внутренних проблем. Ребенок остро и
болезненно воспринимает неудачи тогда, когда ощущает
себя одиноким – лицом к лицу с разочарованием,
неуверенностью, бессилием. Совсем иначе
видится жизнь, если ребенок не сомневается,
что каждое событие есть результат мудрого
Божественного вмешательства и
покровительства. Тогда любая трудность
оказывается объяснимой и преодолимой, а неудача
– промыслительной.
– Все мы строим какие-то жизненные планы, у
каждого из нас есть представление о своем
предназначении, каждый имеет свои конкретные цели и
к ним стремится. Всегда ли так называемые
«неудачи» служат сигналом к тому, что мы
неправильно пользуемся нашей свободой
воли и ошибаемся в выборе пути?
Вообще, как распознать волю Божию
применительно к себе, чтобы наши планы и надежды стали
созвучны Божественному замыслу?
– Божественный замысел – это тайна.
Она часто приоткрывается нам в моменты,
когда мы оглядываемся на пройденный путь и ясно
видим, почему в нашей жизни все
произошло именно так, а не иначе. Я уверен, что
в жизни каждого человека есть примеры, когда,
на первый взгляд, неблагополучные,
негативные, досадные ситуации оказывались
впоследствии единственным
правильным путем. В какой-то момент мы
понимаем, что Господь вел нас дорогой
испытаний не случайно, неудачи и неоправданные
надежды чудесным образом открыли нам или новые
перспективы, или путь к переосмыслению своего
предназначения, или ясное ощущение собственных
заблуждений.
Неудачи могут быть средством к воспитанию как
наших умственных, так и нравственных
качеств. Все зависит от конкретной
ситуации. Неуспех какого-то дела, возможно,
посылается нам для смирения. Ведь достижение цели
может породить самодовольство,
высокомерие, гордыню. Путь к
осуществлению личных замыслов может быть
продиктован как подлинным творческим
вдохновением, так и эгоистическим желанием
самоутверждения, как тягой к созиданию и
внутреннему росту, так и жаждой славы,
власти и соперничеством. А бывает, что
благие цели кажутся таковыми лишь нам, не способным
прозревать будущее. И как бы ни были высоки и
чисты наши намерения, лишь Господу Богу ведомы
все тайные пути, все пропасти и вершины.
Поэтому неудачи, как и удачи, – всегда
проявление бесконечной любви Бога к
человеку, Его заботы и помощи.
Действительно, каждый христианин задает себе
вопрос о границе между свободой воли,
которая всем нам дарована, и Божиим
Промыслом. Свобода и
вседозволенность – не одно и то же.
По слову апостола Павла,
«все мне позволительно, но не все
полезно; все мне позволительно, но ничто не
должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наверное,
совпадение свободного человеческого
выбора с Божией волей – и есть
святость, которая, увы, не под силу
большинству из нас. Но каждый может приблизиться к
тайне Божественного замысла – молитвой,
вопрошанием, смирением, покаянием. Разумеется,
все мы слепы и немощны, но именно поэтому и дано нам
евангельское слово. Все знают
слова Христа: «Просите, и дано будет
вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят
вам» (Мф. 7: 7). Утренние молитвы,
молитвы перед началом каждого дела – это и
есть самый быстрый и прямой путь к той границе, где
встречаются человеческая свобода и Божья
воля.
Одно из прошений в известной
молитве Оптинских старцев звучит
так: «Дай мне с душевным спокойствием
встретить все, что принесет мне наступающий
день» – то есть призывает отнестись к
удачам и неудачам как к должному, необходимому,
правильному. И далее: «Дай мне всецело
предаться воле Твоей святой»
– научи во всем видеть
проявление Промысла Божия.
«Руководи моею волею» – то
есть направь мои желания и поступки к тому пути,
который Господь уготовал именно мне.
Смиренное и благодарное приятие всего, что с нами
происходит, есть свидетельство доверия к
Богу. Почему уныние называется смертным
грехом? Потому что уныние есть знак отсутствия
любви к Богу, недоверие к Его мудрости,
сомнение в Его любви и заботе.
Если мы научимся любить Бога по-настоящему, то даже
неудача может стать для нас ступенькой к
восхождению, средством к познанию и
поводом к созиданию.
– Естественно, что верующие
родители главной целью ставят воспитание
в ребенке христианского отношения к жизни, а значит
– и восприятию неудач с духовной точки
зрения. Как найти правильный подход к ребенку
в этих вопросах, научиться говорить с
ним на одном языке, избежать навязчивости и
насилия?
– Действительно, распространенная проблема
многих семей – это ситуация, в которой
родители навязывают в воспитании
свою «правильную» точку зрения,
забывая о внутренней свободе ребенка.
Причем, эта насильственная позиция часто
бывает продиктована чувством
любви и самыми благими намерениями. Однако
столь требовательная любовь к ребенку и рьяная
забота о правильности его действий со стороны
взрослого есть проявление эгоизма этого
взрослого. Часто мы хотим видеть в детях
осуществление наших нереализованных целей,
соответствие нашим собственным
представлениям об идеале. Ничем иным, как эгоизмом,
такое отношение не назовешь.
С другой стороны, существует и противоположная
крайность – излишнее равнодушие к детям,
прикрытое оправданием, что ребенок растет
свободным и предоставленным самому себе.
Естественно, ребенок будет очень страдать от
отсутствия заботы о нем,
чувствовать себя оставленным
в мире злом и жестоком. Здесь, конечно, нужно найти
«золотую» середину: с одной стороны, не терять
доверия к ребенку, уважать его взгляды и
желания, а с другой – не оставлять его наедине
с трудностями, не лишать его заботы и дружеского участия
взрослых.
Кроме того, для органичного и полноценного
внутреннего развития ребенка одного
церковного воспитания не достаточно.
Ведь ко всем перечисленным сложностям
прибавляются еще и пресловутые комплексы.
Например, мальчик не умеет плавать. Ну не научили
его родители. Этот факт будет с годами вырастать как
снежный ком. Богословием тут точно трудно помочь.
А чувство вины! То, что для зрелого
православного человека есть
естественное осознание своей
греховности, ребенка может надолго сделать
несчастным изгоем. И хоть это скорее тема для
психоанализа, чем для православной педагогики,
мы должны признать, что без внимания к этой теме не
может строиться программа христианского воспитания.
Вообще, церковным воспитанием и
педагогикой должны заниматься профессионалы, а не просто
«благочестивые миряне». Но где же их
взять, если их почти нет даже в простых
светских школах. «Кузнецов не было
во всей земле Израильской» (1 Цар. 13:
19). Одна надежда на родительскую любовь,
обогащенную мудростью, чувством уважения
и доверия к ребенку – любовь, очищенную
от взрослого эгоизма.