1 июня с. г. в Интернете было
опубликовано т. н.
"Открытое письмо группы клириков и мирян об
экуменических деяниях Патриарха Кирилла". Как
сообщается, письмо подписано 24 священнослужителями и 352
мирянами и выставлено для дальнейшего сбора подписей.
Авторы данного "Письма" (будем так кратко
называть его в дальнейшем), как они сами указывают,
проходят служение и проживают на территории Молдовы. Как
увидим ниже, это имеет не последнее значение.
Уже из самого названия данного документа виден его
безапелляционный, воинственно-конфронтационный характер.
Оно звучит как обвинительный вердикт некоего органа,
очевидно, считающего себя полномочной судебной инстанцией
в отношении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Кстати, именно так, по обязательной для клириков и мирян
форме, соответствующей высокому и священному сану
Патриарха, подписанты в заголовке к Его Святейшеству не
обращаются – они подчеркнуто грубы. Весьма
примечательная коллизия наблюдается уже в тексте
"Письма". В начале авторы, вроде бы, вспоминают
о церковной субординации (имеющей в Церкви Христовой с
апостольских времен не формальный, а именно священный,
Богоустановленный характер). Они пишут: "Ваше
Святейшество! С достоинством к Первосвятительскому сану, с
болью в сердце, обращаемся к Вам...". Затем, однако,
все более взвинчивая тон, подписанты "Письма"
бросаются оскорбительными по отношению к патриаршему сану,
ультимативными выражениями: "мы отмежевываемся от
Ваших высказываний", "Вы нас не
представляете", "мы требуем Вашего личного
покаяния". Поражает сходства тона подобных
ультиматумов с тем, что еще так недавно выходило из-под
пера бывшего епископа, а ныне раскольника и сектанта
Диомида Дзюбана.
От Патриарха псевдоревнители из Молдовы переходят уже на
весь сонм архиереев и духовенства Русской Православной
Церкви: "Также свидетельствуем, что все те архиереи и
священники, которые не поднимают своего голоса в защиту
Матери-Церкви от лукавых действий, вовлекающих Ее в ересь
экуменизма, ведущую в путь погибели, сами являются
поборниками этой ереси и ее соучастниками, ибо молчанием
предается Бог". Дело здесь не в отношении к
экуменизму. Я не случайно сказал, что еретиками
объявляются весь епископат и духовенство РПЦ. Ведь
подписанты "Письма" обвиняют в ереси всех
несогласных с их личным подходом к внешнецерковной
деятельности как таковой, которую они обобщенно называют
"экуменизмом". И совершенно очевидно, что с
подобной ультимативной, изоляционистской и раскольнической
позицией, к тому же, столь удобной для внешних
недоброжелателей не только Русской Церкви, но и
Православия вообще, не согласятся ни архипастыри, ни
священнослужители иных степеней нашей Церкви.
Это ощущение себя в качестве судей Предстоятеля Русской
Православной Церкви, этот оскорбительный и скандальный тон
свидетельствует не только о крайней степени гордыни и
прелести, в которых пребывают новоявленные обличители.
Подобное отношение к священноначалию, независимо от
содержания "Письма", недвусмысленно карается
святыми канонами Православной Церкви, ревнителями которых
столь безудержно стремятся продемонстрировать себя его
авторы. А именно – 55 Апостольским правилом:
"Аще кто из клира досадит епископу: да будет
извержен". Если столь строгому приговору священного
Апостольского правила подлежит досадивший любому епископу,
то тем более подпадают под него бросающие оскорбительные и
необоснованные обвинения Святейшему Патриарху, епископату
и духовенству всей Поместной Русской Православной Церкви.
Что же сказать по сути обвинений, предъявляемых Святейшему
Патриарху Кириллу очередными "борцами за
чистоту" (очередными, ибо сколько их уже в церковной
истории было – кафары, донатисты, беспоповцы,
катакомбники, диомидовцы...)? Обличители вспомнили слова
тогда еще митрополита Кирилла почти двадцатилетней
давности, произнесенные на Генеральной Ассамблее
Всемирного Совета Церквей в Канберре. Эти слова крайне
искажены тем, что вырваны как из контекста выступления
митрополита Кирилла, так и из контекста всей вообще
позиции, которую занимала делегация РПЦ на той конференции
и на иных подобных форумах. Дело в том, что свое участие в
деятельности ВСЦ Русская Православная Церковь всегда
оговаривала тем, что, по вере православных участников
межхристианского диалога, Единая Христова Церковь уже
существует, и эта Церковь – Православная Церковь,
являющаяся Единой, Святой, Соборной и Апостольской
Церковью Символа веры. Строго на такой позиции всегда
стоял будущий Патриарх Кирилл, в каких бы форумах ему не
доводилось участвовать.
Именно таков основной мотив его экклезиологии, и надо быть
просто слепым либо сознательным недоброжелателем, чтобы
этого не замечать. Характерны слова, сказанные Владыкой
Кириллом в одном из интервью в 2007 г.: "Единство
– сама суть бытия Церкви. Господь Иисус Христос для
того ее и создал, чтобы люди в ней достигали единства с
Богом и друг с другом". Я не случайно подчеркнул
сочетание "в ней". Вот о каком единстве всегда
говорил наш нынешний Патриарх! Не об объединении Церкви с
ересями и расколами, но о единстве в лоне Церкви,
созданной Спасителем и существующей до сего дня и до
последнего дня мира – Святой Православной Церкви.
Именно к этому единству, к воссоединению с Единой Церковью
в 1991 г. в Канберре призывал митрополит Кирилл тех, кто
пребывал вне единства, вне спасительного церковного
ковчега, когда говорил о том, что "православные
хотят, чтобы этот дом был колыбелью единой Церкви".
Да кто из нормальных православных людей не желает того,
чтобы Единая Церковь Христова родилась и в сердцах тех
сотен миллионов католиков, протестантов, даже сектантов,
предки которых некогда покинули спасительную церковную
полноту? Именно для них площадка диалога с православными,
в процессе которого они получили возможность познакомиться
с незамутненной апостольской истиной Святого Православия,
и могла бы стать колыбелью той Единой Церкви, в которую
они получили возможность вернуться.
Представители священноначалия, как не трудно проследить из
частых заявлений на эту тему, по-моему, просто устали
повторять прописную истину о том, что межхристианский и
межрелигиозный диалог, в том числе, участие в работе ВСЦ,
для православных его участников является формой
свидетельства перед инославным миром о Православии, формой
богозаповеданной проповеди Истины Христовой ("Шедше в
мир весь, проповедите Евангелие всей твари" –
Мк. 16, 15), неповрежденно сохраненной в Православной
Церкви. Дух самоизоляции, дух "пензенской
пещеры", к которому зовут нас авторы рассматриваемого
"Письма", всегда был чужд Церкви и святым отцам,
он противоречил заповеди Христовой о проповеди "всему
миру", т. е. и еретикам, и иноверцам. С точки зрения
обличителей нашего Патриарха, святой апостол Павел,
наверное, тоже должен покаяться в том, что выступил на
языческом афинском Ареопаге, в окружении статуй античных
"богов", да еще и, в качестве миссионерского
приема, похвалил афинян за явно не по строго православным
соображениям устроенный ими жертвенник "неведомому
Богу" (Деяния. 17, 15-34).
Святейшего Патриарха Кирилла пытаются обличить в
"ереси экуменизма". Но в чем эта ересь состоит?
Если в свидетельстве о Православии перед инославными и
иноверцами – то, как мы уже увидели, ересью
является, как раз, противление такому свидетельству. Если
в "теории ветвей", утверждающей, что Церковь
Христова состоит в единстве различных деноминаций, не
состоящих между собою в общении – то Святейший
Патриарх Кирилл не только никогда не разделял этой
действительно еретической экклезиологии, но всей своей
деятельностью, всей своей проповедью единства в лоне
Святого Православия боролся с ней.
Вообще, обвинение ныне здравствующего Патриарха
Московского и всея Руси в "заметной активизации"
участия РПЦ "в экуменическом движении за последний
год" является чудовищной, несправедливейшей ложью.
Вспомните 70-е и 80-е годы или, если были тогда еще
слишком юны, пролистайте "ЖМП" тех лет. Сколько
тогда практиковалось различных совместных молитв, пений
каких-нибудь англиканских или католических хоров на
православном богослужении, даже в монастырях! И эта
смущавшая сердца многих православных верующих практика
наблюдалась во времена Патриаршества предшественников
Святейшего Патриарха Кирилла, времена, которые нынешние
патриархоборцы и церквоборцы пытаются противопоставить
сегодняшним реалиям Русской Православной Церкви в качестве
некоего "золотого века чистоты", с высот
которого наша Церковь, якобы, катится в эдакую
"экуменическую пропасть". Именно так они
представляют дело, я нисколько не сгущаю краски. И вот
теперь несколько слов правды о том, что же на самом деле
сделано Святейшим Патриархом Кириллом в отношении
"экуменической активности" нашей Церкви –
правды, столь усердно замалчиваемой псевдоревнительской и
раскольнической пропагандой.
Если для кого-то это является секретом, то сообщу здесь
достаточно широко известный факт: все знаменитые
официальные документы Русской Православной Церкви эпохи
блаженнопочившего Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II составлялись под руководством и при
непосредственном участии тогдашнего Председателя ОВЦС МП
митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Вот
какую экклезиологию предлагают нам разработанные Владыкой
Кириллом "Основные принципы отношения Русской
Православной Церкви к инославию":
"Православная Церковь есть истинная Церковь Христова,
созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь
утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о
которой Сам Спаситель сказал: "Создам Церковь Мою, и
врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18). Она есть
Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская
Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во
всем мире, "столп и утверждение истины" (1 Тим.
3, 15)... Церковь Христова едина и единственна... Вопреки
богозаповеданному кафолическому единомыслию и единодушию в
христианстве возникли разномыслия и разделения. Церковь
всегда строго и принципиально относилась как к тем, кто
выступал против чистоты спасительной веры, так и к тем,
кто привносил в Церковь разделения и смуту... На
протяжении христианской истории от единства с Православной
Церковью отделялись не только индивидуальные христиане, но
и целые христианские сообщества... в отделенном состоянии
оказались существующие доныне Ассирийская Церковь Востока,
дохалкидонские Церкви – Коптская, Армянская,
Сиро-Яковитская, Эфиопская, Малабарская. Во II тысячелетии
за отделением Римской Церкви последовали внутренние
разделения западного христианства... Православная Церковь
устами святых отцов утверждает, что спасение может быть
обретено лишь в Церкви Христовой... Отступление от
законного Священноначалия есть отступление от Духа
Святого, от Самого Христа".
Как видите, здесь в твердом, бескомпромиссном,
святоотеческом духе исповедуется единство и единственность
Церкви Христовой, свидетельствуется о том, что никакие
иные деноминации, включая несториан, монофизитов и
(внимание, ревнители!) римо-католиков не являются частью
Церкви, но отделились от нее. Отступление от Церкви
называется отступлением от Святого Духа и Христа,
отрицается возможность спасения вне Церкви. Сильнее
выразить веру в единственность Православной Церкви и
гибельность отделения от нее, мощнее богословски
разгромить всякие "теории ветвей" просто
невозможно. Этот текст – пример подлинной, а не
мнимой ревности о Святом Православии.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 г.
было принято также разработанное митрополитом Кириллом
Определение "О вопросах внутренней жизни и внешней
деятельности Русской Православной Церкви". В нем
четко и ясно разъяснены мотивы участия нашей Церкви в
диалоге с инославными и иноверцами: "Участие
Русской Православной Церкви в двустороннем и
многостороннем межхристианском и межрелигиозном диалоге
ведется ради свидетельства об истине Святого Православия,
а также ради заботы об утверждении в мире традиционных
нравственных ценностей и о достижении добрых и
справедливых отношений между народами. Близость этических
взглядов большинства верующих традиционных религий
позволяет им совместно противостоять угрозам нравственного
релятивизма и агрессивного секуляризма, попыткам вытеснить
религию на обочину общественной жизни" . Итак,
нет и речи о каком-либо смешении или вероучительном
компромиссе с неправославными сообществами.
Но и это не все. Рассматриваемое Определение
недвусмысленно высказывается по поводу практики совместных
молитв: "В процессе диалога наша Церковь не
приемлет попыток "смешения вер", совместных
молитвенных действий, искусственно соединяющих
конфессиональные или религиозные традиции" . И
такое строго каноническое определение принимается тогда,
когда в некоторых других Поместных Церквах иерархи и даже
Предстоятели не только совместные молитвы с инославными
совершают, но позволяют себе элементы совместных
литургических действий. А в одной из Церквей нашлись
высокопоставленные архиереи, сослужившие с римо-католиками
(что, кстати, вызвало письменный протест со стороны
тогдашнего председателя ОВЦС митрополита Кирилла), и за
это лишь слегка укоренные своим Синодом! Т. е. в то время
как происходят реальные факты грубого попрания святых
канонов в некоторых Поместных Церквах, эти факты как-то
обходятся молчанием, а Святейший Патриарх Кирилл, всеми
своими усилиями твердо ведущий корабль Русской Церкви по
прямому руслу святоотеческого Православия и
бескомпромиссного соблюдения догматического и
канонического Предания Церкви, подвергается лживому
критиканству, служащему обоснованием для подготовки нового
раскола. Я не люблю различные теории заговоров, но все
сводится к тому, что кто-то специально, методически и
цинично провоцирует внутрицерковную смуту и маргинальные
расколы, чтобы не дать Русской Православной Церкви
по-настоящему окрепнуть и исполнить свою спасительную и
надвременную миссию.
Возвратимся, однако, к деятельности Святейшего Патриарха
Кирилла. В одном из первых документов его Патриаршества
– Определении Поместного Собора РПЦ 2009 г. "О
жизни и трудах Русской Православной Церкви" –
звучат очень сильные, проникнутые глубокой верой в Церковь
Христову, лично меня глубоко тронувшие слова о
"верности единственно спасительной Истине Святого
Православия". Благодаря Патриарху Кириллу на
официальном уровне Поместного Собора было торжественно
провозглашено, что спасительной является единственно, т.
е. только и исключительно, Истина Православия, и что,
следовательно, вне Православия нет ни Истины, ни спасения.
На самом же Соборе Святейший Патриарх Кирилл подчеркнуто и
во всеуслышание употребил термин "католическая
ересь". Скажите, когда в последний раз кто-либо из
Предстоятелей нашей Церкви столь недвусмысленно и
неполиткорректно говорил не о "наличии
разногласий", а прямо – о ереси? Вспомним, как
Его Святейшество в проповеди на Неделю Торжества
Православия совершенно четко сказал о еретическом
характере несторианства, и монофизитство назвал
монофизитством, а не расплывчато
"нехадкидонством" или "Древневосточными
Церквами". А в бытность еще Местоблюстителем Владыка
Кирилл произнес блестящую программную проповедь у мощей
священномученика Илариона (Троицкого), в которой, в
частности, сказал: "В начале ХХ века, когда и в
наше богословие стали проникать либеральные идеи, когда
некоторые увлеклись чуждым Православию пониманием иных
христианских религий и конфессий, утверждая вслед за
некоторыми западными богословами, что мол, нет разницы
между конфессиями, они – как ветви у одного дерева,
и каждая, мол, несет в себе истину, святитель Иларион в
своем замечательном труде, где он сказал нам нечто великое
о догмате о Церкви, утверждал на основании святых отцов и
всего могучего Предания Церкви Христовой, что существует
только одна Церковь – Единая Святая Соборная и
Апостольская, та, что в нынешнее время являет себя в
Православии" . Это был совершенно очевидный
ответ, какой именно экклезиологии придерживается будущий
Патриарх Московский и всея Руси, но и он был
проигнорирован теми, кто своей целью ставит отнюдь не
установление истины. Между прочим, не лишним будет
сказать, что священномученик Иларион, убедительно и
аргументировано отстаивая истину о Святой Церкви, как
единственном на земле источнике освящающей благодати
Божией и спасения, категорически отрицая благодатность
"таинств" еретиков и раскольников, тем не менее,
был дружески расположен к открытому диалогу с
представителями инославных сообществ, к свидетельству
перед ними о спасительном учении и жизни Православия.
Не лишним будет напомнить о том, что благодаря твердой
позиции Святейшего Патриарха Кирилла Русской Православной
Церковью приостановлен диалог с теми деноминациями,
которые отошли от норм традиционной христианской морали,
ввели институт женского священства. И это несмотря на
жесткую критику, которую вызвало подобное решение у
некоторых либеральных кругов на Западе и у нас, в
Отечестве. Более того, Его Святейшество первым из
Предстоятелей Русской Церкви вынес вопрос о
целесообразности участия в работе ВСЦ, о допустимых формах
межхристианского диалога на общецерковное обсуждение
– в рамках Межсоборного присутствия, куда открыто и
безбоязненно имеют право обращаться клирики и миряне, у
которых в этой сфере что-то может вызывать смущение и
которые готовы к конструктивной, созидательной
деятельности на благо всей Церкви. Но почему-то авторы
"Письма" решили поступить не так. Очевидно,
совсем не любовь к Церкви, не забота о ее священном
единстве руководили ими.
Можно многое еще было бы сказать о том, что сделал
Святейший Патриарх Кирилл для утверждения подлинной
чистоты православной веры, для охранения нерушимости
канонического порядка в жизни Русской Православной Церкви.
Но совсем немного скажу и о том, чего не сделал Его
Святейшество. Составители провокационного письма не
случайно упомянули лишь одно (как мы уже показали, ложно
истолкованное и вырванное из контекста) выступление
Патриарха двадцатилетней давности. Больше они не смогли
"выкопать" ничего. Потому что нечего. Несмотря
на то, что каждый шаг Святейшего находится не то что под
лупой, а под микроскопом разных "ищущих повода"
субъектов, желающих уловить его точно так же, как
Христа-Спасителя пытались уловить книжники и фарисеи, он
ни на йоту не дал такого повода, всеми своими деяниями
являя образец неукоснительного отстаивания Священного
Предания Церкви.
И напоследок, остановлюсь на одной фразе из
"Письма", ради которой, на мой взгляд, оно и
было составлено. "Вы стали политическим лидером, а не
печальником Земли Русской", – так обращается к
Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
группа "православных верующих Молдовы". Не
случайно в начале данной статьи было упомянуто о
значимости происхождения "Письма" из Молдовы.
Обвинение в политическом характере деятельности в адрес
поборников церковного и народного единства русских и
украинцев было типичным для Украины "оранжевой"
эпохи, это был такой своеобразный "гвоздь", при
помощи которого старались пригвоздить всякого искреннего
православного священнослужителя, не готового смириться с
торжеством раскола, сепаратизма, раздирания Святой Руси. И
показательно, что вдруг подобное обвинение, на этот раз в
адрес самого Патриарха, раздается из
"ультраправославных" кругов Молдовы – и
именно в момент прихода там к власти националистических,
прорумынских и прозападных вообще, враждебно настроенных к
Русской Православной Церкви и ее традициям политических
сил, устроивших травлю канонической Молдавской Митрополии.
Молдавские псевдоревнители с удивительной легкостью
переходят от зилотских измышлений против своего Патриарха
к ультралиберальным и националистическим. Это явно
свидетельствует о синхронности их действий с новыми
правителями Молдовы, в приступе русофобии и ненависти к
Святой Руси устраивающими дни "советской
оккупации". И тем, и другим мешает исполненная
спокойной, духоносной силы, твердо стоящая преградой на
пути разорителей Церкви и Отечества фигура Святейшего
Патриарха Кирилла. Обвинение в политической деятельности
звучит в адрес того Патриарха, который не в самый
благоприятный период правления на Украине оранжевой
власти, прекрасно зная, какой град оскорблений посыплется
на него, смело и решительно выступил на защиту нерушимого
единства Святой Руси, православного Русского Мира,
объединяющего народы России, Украины, Белоруссии и
Молдовы, на защиту того самого народа Божия, печальником и
духовным вождем которого поставил его в нелегкую минуту
Сам Господь. Не с точно ли такими же призывами к
объединению Святой Руси в узловые моменты ее истории
обращались святые Патриархи Московские Иов и Гермоген? Не
выступал ли с горячим обличением отрыва от единой Руси ее
исконных территорий святой Патриарх Тихон? Этих святителей
молдавские "ревнители" тоже запишут в
политиканы? Что ж, в таком обществе не стыдно оказаться
достойному преемнику своих предшественников Святейшему
Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Обратил ли кто-нибудь внимание на тот факт, что Святейший
Патриарх Кирилл за первый год своего Патриаршества
совершил более 220 богослужений? Да-да – более 220.
Какого же еще печальника Земли Русской надо пресловутым
"молдавским клирикам" (да не воспримет мои слова
в качестве критики или оскорбления прекрасный и верный
церковному единству молдавский народ – речь идет
лишь о самоназвании обсуждаемой группки)? Боюсь, не нужен
им ни печальник, ни Земля Русская...
К сожалению, самый грустный вывод из рассматриваемого
"Письма" – его авторы и подписанты готовы
к открытому разрыву с Матерью-Церковью, они стоят на
пороге раскола. Если кто-либо из них прочтет эту статью,
прошу их, пока не поздно, одуматься. Ни у Патриарха, ни у
иерархов, духовенства или многомиллионной паствы Русской
Православной Церкви нет к ним ненависти или злобы.
Возможно, многие из подписавших "Письмо" просто
введены в заблуждение. Данная статья является попыткой
приоткрыть глаза на истинное положение вещей, указать на
факты, которые тщательно скрываются расколоучителями.
Завершить ее хотелось бы замечательными словами Святейшего
Патриарха Кирилла, звучащими одновременно и как
предостережение, и как призыв:
"Мы должны хранить единство не только Вселенского
Православия от каких-либо ересей и расколов, мы не только
должны хранить как зеницу ока единство нашей Поместной
Церкви, Церкви-мученицы, выстрадавшей свое право быть
единой и неделимой. Мы должны хранить единство наших
приходов и монастырей, помня, что самый главный критерий
оценки деятельности любого христианина – от
Патриарха до простого мирянина – это любовь. Есть
любовь – есть Христос! Нет любви – нет
Христа"!