Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Уже более двадцати лет продолжаются нестроения, порожденные церковным
расколом на Украине. Раздоры и смущения, распри и обиды, которые он
принес с собой, не могут не сказываться на жизни украинского Православия
и общества в целом. Раскол прошел через судьбы людей, нарушил семейное и
общественное согласие. Но самым страшным его итогом стало то, что
немалая часть верующих и по сей день пребывает вне общения с благодатной
полнотой Вселенского Православия. Они лишены возможности поклоняться
общим святыням Единой Церкви, молиться со своими единоверцами,
приобщаться Пречистых Тела и Крови Христовых из единой Чаши. Ибо главное
бедствие, к которому неминуемо приводит раскол, есть оскудение
божественной благодати. Согласно первому правилу святого Василия
Великого, несомненно, что в обществах, отделившихся от церковного
общения, оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное
преемство. Ибо… отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни
крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго
Духа, от которой сами отпали.
В последнее время мы получаем все больше свидетельств о том, что многих
ушедших из церковной ограды тяготит их нынешнее положение. Еще более
горестно оно для нас, по слову Апостола: Уста наши отверсты к вам,…
сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно (2
Кор. 6. 11–12). Что может быть более желанным, чем возвращение
отделившихся братьев в спасительную ограду Единой Святой, Соборной и
Апостольской Церкви? Это было бы подлинное торжество Православия,
торжество любви Христовой! Мы молимся о приближении того часа, когда
уклонившиеся в раскол свободно и непринужденно пожелают вернуться в лоно
Церкви; о том, чтобы настал этот долгожданный день, который принесет
мир и спасение многим измученным душам. И мы верим, что он непременно
настанет.
Жить в расколе – греховно и пагубно для души. Но нет ничего страшнее для
христианина, чем умереть вне Церкви. Многие из тех, кто задумывался о
возвращении, до конца своей жизни не нашли в себе к этому сил; некоторых
удерживали внешние обстоятельства. Но обстоятельства эти уходят в
прошлое. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2
Кор. 6. 2). Дверь в Церковь открыта. И мы готовы встретить всех
возвращающихся под ее кров. Ибо, по слову святителя Григория Богослова,
мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми
терзает нас.
Нет ничего унизительного в покаянии, к которому всех ведут благость
Божия, Его кротость и долготерпение. И нет преград, не позволяющих
вернуться к церковному общению; вернуться туда, где, как и на небесах,
будет больше радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста
девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15. 7).
Порою ставится вопрос о том, каким образом будут приняты в Церковь те,
над кем последования Таинств, включая и Таинство Крещения, совершались в
расколе. Как показывает многовековой церковный опыт, разнообразными
путями действует Божественная благодать, всегда немощная врачующи и
оскудевающая восполняющи. По слову святителя Киприана Карфагенского, вне
Церкви нет спасения. Но именно Церковь, и лишь она одна, может
наполнить благодатью и подлинным смыслом то, что происходило вне ее
спасительной ограды. Водимая Духом Божиим, она рассудит о способах
принятия своих чад.
Мы скорбим о расторгнутом церковном единстве и молимся о возвращении
всех, кто пребывает вне общения с Украинской Православной Церковью.
Просим всемилостивого Бога, дабы Христос, Который один есть путь, истина
и жизнь (Ин. 14. 6), направил всех на стезю любви и единомыслия.
Сайт ОВЦС