Эту встречу организовал Всемирный русский народный собор (его глава — Патриарх Кирилл). Поэтому вопрос «верят ли космонавты в Бога?» не мог не возникнуть. Особенно, когда у подножия огромной центрифуги (ее длина 18 метров) появились священники в сопровождении космонавтов. Ведь сколько раз слышали еще в школе: «Гагарин в космос летал, а Бога не видел», пишет КП.
Первым признался космонавт, Герой Советского Союза и Герой России, руководитель ЦПК Сергей Крикалев:
— Вера — личное дело каждого. Когда в космос летишь, то даже если не видишь Бога, то увидишь следы его деятельности.
Эти красивые слова сказал в свое время американский астронавт Фрэнк Борман, дважды летавший в космос. Но нашим эта фраза явно нравится. Нынешний командир отряда космонавтов, Герой России Юрий Лончаков ее тоже повторил. Но не ограничился одной лишь цитатой, а прямо сказал:
— Я служил в морской авиации и сам к вере пришел в 30 лет. Как — вопрос отдельный. Сейчас у нас большинство космонавтов — православные. Несколько пар в нашем отряде повенчались.
Перед каждым полетом космонавты отправляются в Троице-Сергиеву Лавру приложиться к мощам преподобного Сергия и побеседовать с наместником архиепископом Феогностом. А на Байконуре, перед тем как надеть скафандр, получают благословение священника.
— В храме Звездного городка есть побывавшие в космосе иконы и мощевики, такого нигде в мире нет, — похвастался Юрий Лончаков.
А настоятель церкви в Звездном игумен Иов даже признался, что нашел в архиве выступление Юрия Гагарина на пленуме ЦК ВЛКСМ, где первый космонавт возмутился разрушением храма Христа Спасителя в Москве и Триумфальной арки.
Мол, без них патриотизм не воспитать. Арку восстановили в 1968 году. Гагарин, вероятно, не знал, что в свое время митрополит Московский Филарет (Дроздов) отказал Николаю I в освящении Триумфальной арки, поскольку она была украшена языческими символами.
Сергей Королев, по версии игумена Иова, так и вовсе имел своего духовника и жертвовал Церкви большие по тем временам деньги — 5000 рублей. Но делал это тайно. Все это приятно удивило одного из организаторов встречи, ответственного секретаря Всемирного русского народного собора Олега Ефимова.
Зачем летать в космос?
Полеты в космос стали рутиной, и даже развлечением для богатых туристов. Минобороны космонавтов даже Героями не считает.
Но Борис Волынов, космонавт, Дважды Герой Советского Союза с этим явно не согласен.
— Я ведь из первого отряда космонавтов, и могу сказать, когда начинались полеты в космос об освоении новых планет речи не было. Риск был сумасшедшим. Никто не знал, чем это кончится. Да и потом речь шла лишь возможности работы человека в космосе. Новые шаги должно быть. Но для освоения других планет мы не готовы, ни экономически, ни технически — другие скорости нужны, нужно еще много открытий, чтобы перемещаться хотя бы в пределах Солнечной системы.
Полет в космос я считаю подвигом. Космических туристов званием Героя награждать не надо, а космонавта надо. В чем разница? А в том, что один управляет кораблем, и несет ответственность, чтобы все прошло штатно. А если нештатно, то сумеет выкрутиться. И это подвиг. А кто не согласен — пусть попробует сам, а потом говорит.
На Марсе яблони цвести не будут?
Зашла и дискуссия о полетах на Марс. Сейчас ведь идет даже эксперимент – на тренажерах отрабатывают подобный полет. Старший научный сотрудник Института космических исследований РАН, доцент МФТИ Александр Родин пояснил кому и зачем это надо:
— Исследование других планет показывает, что они для жизни человека непригодны. Яблони на Марсе цвести не будут. Это, кстати, подтверждает Божественный характер возникновения Земли и жизни на ней — такой райский уголок один. Но лететь на Марс необходимо. Мы не знаем, какие открытия там будут сделаны, как не знали наши первопроходцы, что в Сибири есть нефть и газ. Ермак точно не за нефтью туда шел. Но благодаря нефти наша страна сейчас выживает. Поэтому надо лететь на Марс, и первым там должен быть русский человек.