Социально-демократические революции в Северной Африке и на Ближнем Востоке неуклонно перерастают в религиозные
Судя по заголовкам
некоторых сообщений западных СМИ, в США и Европе нарастает опасение возрождения
«политического единства исламского мира». Известный своими резкими заявлениями
американский журналист-консерватор Гленн Бек и вовсе предрекает перестановку
глобальных сил в мире, где одну из ведущих ролей будет играть «Великий
халифат». Подсознательный страх перед возможным объединением «исламистов» у
экспертов и ряда политиков уже начинает вызвать обратную реакцию относительно
того, нужно ли было вообще допускать падение бюрократизированных авторитарных
режимов, некогда созданных светскими арабскими националистами. Не являются ли они «меньшим злом» в
сравнении с будущими исламскими государствами, которые будут руководствоваться
законами шариата? И даже так: не приведет ли революционный Восток к началу
Третьей мировой войны?
Политические «апокалипсические»
сценарии Запада в какой-то мере не лишены определенной логики вероятного
развития событий. Понятие уммы (единой религиозной общины) имеет важное, если
не доминирующее, значение в исламе. Стройные и выверенные ряды мусульман в
мечети без этнических или социальных различий, обязательное (фард) посещение коллективного
пятничного намаза – это внешнее отражение исламского идеала: объединить под
знаменем ислама все человечество.
Конечно, исламский мир не
столь сплочен и однообразен, как кажется. Да и никогда таким не был. Еще пророк
Мухаммад предсказывал, что после его смерти мусульмане разделятся на
многочисленные секты. Однако, как никогда раньше, сейчас мусульмане нашли два
базиса для своего объединения: лавинообразное свержение «джахилийских» светских
правительств и эсхатологическое ожидание конца света («ахира»). И пока неясно,
какой из этих двух факторов сильнее влияет не исламскую консолидацию.
Свержение режима Хосни
Мубарака в Египте и выход из подполья исламской организации
«Братья-мусульмане», которая в осуществлении египетской революции сыграла одну
из главных ролей, стали лишним свидетельством того, что религия и политика в
Северной Африке и на Ближнем Востоке идут рука об руку. Европейские религиоведы
дали толерантное название такому симбиозу – «политический ислам». И здесь стоит
акцентировать внимание на том, что хотя это и «политический», но, прежде всего,
ислам. С его вероучением, историей и взглядом на будущее.
Свержение коррупционных правительств, борьба за демократию и призывы
улучшить социально-экономические условия жизни – это второстепенные задачи,
которые ставят перед собой «Братья-мусульмане». Казненный
в 1967 году в Египте идеолог «братьев» Саид Кутб писал: «Мусульманская нация
должна отказаться от всего того, что хорошо известно людям, от всех ценностей,
представлений, критериев и убеждений, являющихся следствием земных отношений,
чтобы черпать только божественные небесные ценности, соразмеряя их только
исходя из небесного критерия!.. Ислам делает наш мир плантацией для будущей
жизни, а осуществление наместничества на земле путем ее обустройства в
праведности и богобоязненности – долгом каждого правоверного». Эти слова Кутба стали
причиной того, что его книги были запрещены во многих странах мира. И прежде
всего – в арабских, где местные администрации и правительства ориентировались
на «умеренный» ислам.
Несмотря на ряд
противоречий в вероучении, шиитский Иран,
который не скрывает враждебного отношения к США и Израилю, во многом является
образцом для суннитов, к которым принадлежит около 90% всех мусульман.
Слова Саида Кутба об устройстве «мусульманской нации» как нельзя лучше
иллюстрирует иранская вертикаль государственной власти, на вершине которой
стоит духовный лидер рахбар, а лишь потом – президент. Именно рахбар, как
высший руководитель, определяет политику государства. Его власть продлится до того времени, пока на земле не появится «мессия»
– Махди.
Суннитские государства
также ориентируются (пускай и в меньшей степени) на религиозных авторитетов. И
что же они сегодня говорят? Известный во всем исламском мире богослов,
руководитель Международного совета мусульманских ученых Юсуф аль-Кардави, 18
февраля, выступая на площади Тахрир в Каире, обратился к арабским правителям с
призывом начать конструктивный диалог с народом. Он прямо призвал армию
«освободить нас от правительства, сформированного еще Мубараком». То есть
исламский ученый апеллировал к религиозному самосознанию солдат, к их вере. Аль-Кардави
никогда не вызывал подозрений в том, что он является сторонником религиозного
экстремизма или авантюризма. Присутствие авторитетного исламского лидера среди
демонстрантов еще раз убеждает в том, что революции в арабских странах имеют
глубокие религиозные корни. Поэтому и развиваться эти государства будут именно
в сторону укрепления позиций ислама.
В свою очередь, известный
турецкий проповедник Харун Яхья,
основываясь на исламских пророчествах, утверждает, что падение режима Хосни
Мубарака было предсказано в хадисах (предании). Более того, если верить
предсказаниям, эта революционная смута будет перебрасываться с одной
мусульманской страны в другую. И далее говорится, что волнения охватят собой все до тех пор, пока не придет со своей армией единый
исламский правитель Махди, что случится перед концом света.
Конечно, можно скептически
отнестись к подобным «древним мифам», вспоминая о том, сколько таких «концов
света» пережил и исламский, и христианский мир во времена Средневековья. Но
если читать между строк хадисы и оценивать политические реалии на Ближнем
Востоке, на котором уже подожжен бикфордов шнур военных и гражданских
переворотов, пока еще не поздно дипломатическими путями сообща Европе, США и
Турции урегулировать взрывоопасную ситуацию. Ведь для кого-то исламские
предсказания выглядят предрассудком, а кому-то – программой к действиям.