Биометрические паспорта – повод для диалога, а не митингов
Истинно верующие православные всегда были и, будем надеяться, останутся
впредь гордостью украинского народа. Однако, как это ни печально
констатировать, среди прихожан есть и радикально настроенные люди,
которым, видимо, на руку вселять в сердца и души других мирян тревогу,
призывать к неповиновению, устраивать митинги для дестабилизации и без
того сложной общественно-политической обстановки в стране. Нагнетая
межконфессиональную напряженность, они умудряются использовать средства
массовой информации, которые, к слову, даже не получали благословения на
труд праведный от православных иерархов. При этом ряд организаций
популяризируют великороссийскую идеологию, символику царского режима и
идею возрождения Российской империи
Немного о сути вопроса. Как известно, биометрические паспорта и
социальные карточки с бесконтактным электронным носителем (микрочипом)
должны появится в соответствии с вводимым с 1 января текущего года новым
налоговым кодексом. Между тем благодаря массовым обращениям верующих в
дело вмешались православные священнослужители, в числе которых
архиепископ Почаевский Владимир, архиепископ Запорожский и
Мелитопольский Лука, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь,
митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней и другие.
Они выступили с обращениями к президенту и народным депутатам Украины с
просьбой изыскать возможность избавить верующих от биометрических
паспортов, предлагая альтернативу последним. Например, поступить так,
как сделали в Молдавии, где прихожанам предоставлен документ, выдаваемый
на десять лет. Речь идет о так называемой форме №9, благодаря которой в
пределах своего государства верующие могут совершать финансовые
операции и жить без ИНН (идентификационного кода).
— По поводу биометрических паспортов, - говорит владыка Ириней, - ко мне
приходит масса писем с обращениями и заявлениями мирян. Если проследить
историю проблемы, то и святейший патриарх Кирилл, и другие
представители церкви давно поднимают этот вопрос на встречах с
должностными лицами, ответственными за принятие решений в данной сфере.
Церковь настаивает на исключительной добровольности в новых формах
идентификации личности, что обычно находит понимание со стороны
государства.
Еще в феврале на архиерейском соборе Патриарх Кирилл в своем докладе
коснулся этой проблемы, заявив, что церковь с пониманием относится к
позиции людей, нежелающих подвергаться контролю, который позволяет
собирать всеобъемлющую информацию об их частной жизни, что в перспективе
может использоваться для дискриминации граждан по мировоззренческому
принципу. Поэтому мы продолжим диалог с государством с целью добиться
возможности иметь альтернативу электронным средствам контроля, чтобы
верующие могли пользоваться привычными способами для подтверждения своей
личности при получении социальных благ и вообще при контактах с
государством. Блаженнейший предстоятель Украинской православной церкви
Владимир также обращался с письмами на имя президента и председателя
Верховной Рады, чтобы были учтены чаянья людей, которые по своей вере не
воспринимают такого отношения к ним. И я думаю, если столько лет
верующие пользовались своими правами по старой схеме, то почему бы и
сейчас не сделать исключение, чтобы люди не волновались, не боялись
преследований. Ведь некоторые связывают появление биометрических
паспортов и с концом света.… И чего только не говорят.
Поэтому, я считаю, не стоит будоражить общественность, делать раскол
внутри общества, но верующих людей надо защитить. Есть обращения
епархий, в том числе нашей. Но надо всем нам еще сделать очень много.
По словам владыки Иринея, сейчас народ очень быстро получает информацию,
что усиливает волнения в обществе, люди, не чувствуя защиты, едут в
Киев, стоят возле Верховной Рады, еще больше нагнетая напряженность.
— Конечно, люди привыкают к определенной форме документов, - продолжает
владыка Ириней. – И вдруг появляются какие-то пластиковые паспорта,
начинается ажиотаж. Но ведь никто насильно их вводить не будет. Тому,
кто захочет их получить, еще надо будет деньги платить. Но пенсионеры
беспокоятся. Учитывая возможное введение цифровых идентификаторов
личности и электронных удостоверений, паспортов, Священный Синод нашей
церкви во главе с Его Блаженством Митрополитом Владимиром неоднократно
обращался за содействием к светским властям с просьбой урегулирования
данного вопроса, призывом разработать для православных верующих Украины
альтернативную, не дискриминационною систему налогообложения и
регистрации физических лиц и религиозных организаций, а также сохранения
права для всех граждан на свободный выбор системы уплаты налогов, ни в
коем случае не принуждая их к принятию идентификационных номеров.
Основы учения Русской Православной Церкви о достоинствах, свободе и
правах человека, принятые архиерейским собором еще в 2008 году,
закрепляют принцип, в соответствии с которым частная жизнь,
мировоззрение и свобода людей не должны быть предметом тотального
контроля. Я говорю людям на проповедях, что Бог создал человека
свободным. Это самое великое, что дал Бог человеку, и он его не
принуждает, мол, иди ко мне в царство небесное, давай, кончай грехи
делать и все прочее. Он дал свободу и зовет к себе любовью, воспитанием.
И сейчас мы мобилизуем все силы, чтобы по-настоящему заняться
воспитанием людей и, прежде всего, молодежи. Нужны обязательные занятия
по православной этике в школах. Надо проводить просветительская
деятельность среди учителей, воспитателей, всех других слоев общества,
чтобы люди понимали, что полезно, а что вредно.
Сегодня все позволительно, но не все идет на пользу, не все назидает. Но
если «все мне позволительно, то не все должно обладать мною». То есть,
как говорят, не человек для вещи, а вещь для человека. Все технические
блага должны служить человеку, а не командовать им. Если вы будете
говорить по мобильному телефону часами, с вашим мозгом случится беда –
это прекрасно знают врачи. И есть много технических достижений, которые
могут навредить или помочь человеку. Скажем, электронный код на товарах в
магазинах позволяет экономить время во время совершения покупок.
Электронная регистрация в библиотеках помогает быстро найти ту или иную
книгу. А вот электронный паспорт. Там будет пластиковый уголок с
информацией, которую владелец документа сам не сможет прочитать – это
делает только машина. А вдруг эту информацию будут использовать не в
интересах человека? Например, если база данных попадет в руки
злоумышленников. Согласитесь, что это страшно. И не случайно президент
сейчас наложил вето на решение Верховной Рады. Мне кажется надо с особой
ответственностью подойти к данному вопросу, по-новому взглянуть на
закон, чтобы не нарушить Божьей свободы, которая дана человеку.
Господь призывает человека идти на исповедь, чтобы покаяться и получить
прощение. Сказано: «не воспомянутся твои грехи, которые ты рассказал на
исповеди». Некоторые люди после разговора со мной говорят, что им стало
легче. «Ничего подобного», - отвечаю им я, – «это обманчивая легкость.
Вы пойдите на исповедь и перед крестом и Евангелием покайтесь. И это уже
будет тайна, которую только Бог знает и духовник. И врагу такая
информация недоступна». Вот так Бог оградил человека тайной. Он свободен
в выборе: идти ему к Богу или к дьяволу. Это его воля, насильно никто
никого никуда не влечет.
Но воспитывать человека надо. И надо, чтобы человек не по пластиковой
карточке отчитывался перед государством, а надо воспитывать высочайший
патриотизм, высочайшую жертвенную любовь к Отечеству, к церкви своей, к
вере. И в силу такой воспитанности, совести своей человек сам будет
говорить: а что же вы пропустили, не вписали мне ту или иную графу по
отчислениям от заработка. А в случае с электронными документами
действует не воспитание, а технический аппарат: хочешь, не хочешь –
будет так, как там напишут, и изменить уже ничего нельзя, все, ты уже,
образно говоря, носишь это. И кто знает, куда такая информация может
пойти. А если надо что-то поправить? Человек же меняется, воспитывается,
а тут он уже как бы раб документа. Дальше – еще страшнее: так
называемая чипизация, вживление чипа в тело человека. Могут идти
импульсы на человека, чтобы достигать тех или иных целей того, кто ввел
чип. У человека подавляется воля, и таким образом он становится рабом
технического прогресса и тотального контроля. И это – в противовес Богу,
давшему людям свободу.
Итак, в целом Церковь не против введения электронных паспортов, но при
условии создания для верующих альтернативы. Сколько понадобится
законодателю времени для ее создания, сказать трудно. В то же время
можно быть уверенными в одном: митинги и попытки радикально настроенных
днепропетровских верующих связать введение нового вида документов с
апокалипсисом в данном случае не помогут. Ибо нужен конструктивный
диалог, обмен мнениями и предложениями при взаимном уважении сторон.
Как вы убедились, Украинская Православная Церковь такой диалог ведет. И Бог ей в помощь. Теперь – слово за властью.
Олег КЛИМОВ
(газета «Наше місто», 25 ноября 2011 г., № 166)