Ян ТАКСЮР. О настоящих киевлянах и непридуманном Киеве
Мы ленивы и нелюбопытны. Как часто без особой необходимости мы треплем
эти пушкинские слова, вырывая их из контекста записок поэта. Но в нашем
случае фраза справедлива. И меня касается в первую очередь. Почему -
вскоре поясню.
Мы, киевляне, живём среди беспамятства и невежества. А тёмному невежде
можно внушить всё что угодно о его городе, его земле. Например, убедить в
том, что ничтожества – герои. И при этом затоптать память достойных,
святых. Если не знаешь правду о городе, в котором живешь, тебе могут
рассказать о нём ложь. Что и происходит.
Нам лукаво говорят: к чему рыться в прошлом? Память давно утрачена,
документов нет. Сегодня Киев европейский город, с европейским будущим.
Для киевлян ценнее всего бытовой и социальный комфорт (так теперь
понимают «европейскость»).
Ещё говорят, что людей, которым дорого прошлое, тоже нет. Что никому не
нужно вспоминать о разрушенных святынях (ибо они для киевлян уже не
святы). А нужно строить новые «святилища» в виде гипермаркетов, мимо
которых обещают весной пройтись парадом отечественные содомиты и тем
окончательно доказать наш европейский выбор.
Не буду забегать вперед и говорить, что проблемы города как раз и
возникают оттого, что святыни попираются, а мерзость перед Богом ходит
свободно парадами. Скажу лишь – рассуждениям, приведенным выше, не верю.
И, к счастью, у моего недоверия есть основания.
В угаре беспамятства ещё жива память о подлинном Киеве. Есть люди,
знающие правду о нашем городе. Наконец, есть книги, со страниц которых
на нас смотрит живой, непридуманный Киев.
Одна из таких полезных правдивых книг вышла недавно. Она называется
«Киев православный. Год 1911». Её автор - доцент Национального
авиационного университета Иван Степанович Гичан.
А теперь ещё раз о моей лени и нелюбопытстве. Меня позвали на
презентацию книги. Прихожу. Вижу дорогих и уважаемых в православном мире
людей. Вижу лица преподавателей, молодые глаза студентов. И главное,
вижу автора. И вдруг понимаю, что этого человека я знал и раньше. То
есть встречал его множество раз в нашем храме, молился неподалёку от
него и… ни разу не перемолвился ни словом. Только видел небольшого роста
энергичного человека, который после службы вечно куда-то горячо звал, о
чём-то договаривался. Рядом с ним наблюдал его не менее энергичную
супругу. И даже подумал фарисейски: а не слишком ли много энергичности,
тут храм всё-таки…
Так вот, в день презентации был я заслуженно посрамлён. Иван Степанович
Гичан, который подобно метеору являлся в нашем храме, оказался человеком
необычным, интересным, знающим правду о нашем городе. Он – автор 50
научных работ, 12 учебников по психологии. Депутат нескольких созывов
Жовтневого и Соломенского райсоветов, мастер спорта СССР по велоспорту. А
ещё марафонец, участник четырёх международных Марафонов мира (и это в
свои, говоря по-украински, «шестьдесят с гаком»). И главное –
православный человек, благоукраситель и защитник храмов. Это он в начале
90-х годов защищал от раскольников Покровскую церковь на Соломенке,
несмотря на угрозы и прямое физическое воздействие со стороны «унсовцев»
и «руховцев». Это он писал депутатские запросы, пытаясь вырвать людей
из гибельных объятий влиятельного «пастора» Сандея Аделаджи. Это он –
вечный ходатай о возвращении Церкви храмов и храмовых земель.
В предисловии к своей книге о жизни Киева ровно сто лет назад Иван Гичан
пишет: «Задача автора – передать грядущим поколениям память о
православной святости Киевской земли – Матери городов русских». Скажем
сразу – с этой важнейшей задачей, которая требует усилий институтов и
организаций, автор в одиночку во многом справился.
Но прежде чем перейти к рассмотрению книги, ещё одна маленькая, но
характерная история. Рассказал ее проректор университета. Итак, 1991-й
год. Ещё Советский Союз. Слово «покаяние» идеологически вредное. Идёт
собрание преподавателей вуза. И вот в присутствии партийного и
академического начальства на трибуну поднимается Иван Степанович и при
всеобщем недоумении призывает всех покаяться в делах, совершённых в годы
коммунистической власти. Таков наш герой.
А главная мысль его книги ясна и проста. Киев от начала создавался как
колыбель веры. Таков замысел Бога об этом городе, и не нам, равнодушным
умникам, изменять этот замысел. Лучшее, что мы можем сделать, – это,
покаявшись за то, что натворили, начать выполнять волю Божью о нашем
городе и возвращать Киеву предназначенную ему роль.
На презентации произошло небольшое чудо. Неугомонный автор на глазах
аудитории, быстро перемещаясь между развешанными картами, фотографиями и
рисунками, вдруг явил на месте привычного безликого города – живой Киев
1911-го. То же самое он делает и на страницах своей книги.
Первые главы говорят об одном – и первые князья, всю свою жизнь
строившие храмы, и великое киевское монашество во главе с Антонием
всегда воспринимали и созидали наш город как святыню. И в последующих
главах, предлагая историческое обоснование своей главной мысли, автор
показывает – борьба за Киев, защита его от литовцев и поляков была,
прежде всего, защитой святынь и веры. Собственно, сохранение и
преданность вере православной и было основой жизни города. Потому что,
как теперь принято говорить, самоидентификация киевлянина была вполне
определенной: я – православный христианин, гражданин святого города и
исповедание Христа, прославление Бога и стремление к Его Царству суть
моей жизни.
Из последующих глав мы узнаём ещё одну важную, особенно сегодня, правду.
После столетий ослабления и запустения Киев был восстановлен из
деревенского, захолустного состояния императором Николаем Первым (как бы
это ни раздражало оранжевых, красных или иных оттенков граждан). И
восстановлен был Киев, по словам императорского указа, «как колыбель
святой веры наших предков». А император Александр Второй назвал наш
город – Русский Иерусалим.
Сколько же неправды навешали красные и желто-голубые господа на русских
царей, так любивших Киев! Автор восстанавливает справедливость. Он
напоминает, что именно Николай Павлович, травимый пропагандой как
«деспот», основал в Киеве университет Святого Владимира, Первую
гимназию. При нём был построен необходимейший для развития города цепной
Николаевский мост. И уже при последнем Царе-мученике киевляне собрали
150 000 рублей и поставили памятник оболганному благодетелю с надписью:
«Императору Николаю Первому – благодарственный Киев».
Далее на страницах книги всё ярче оживают Киев и киевляне, сто лет назад
жившие и трудившиеся на нашей земле. Мы видим лица, строения, кажется,
даже слышим голоса. И что удивляет. Автор добивается эффекта оживания не
при помощи особых литературных приёмов, а, наоборот, пользуясь только
фактами и цифрами. Фактов собрано множество. Лица, люди, фамилии,
семейные фото, фотографии храмов, настоятелей. Сколько у кого было
детей, кто где учился, куда шёл трамвай, кто и сколько пожертвовал на
храм. Книга полна информацией, говорящей о многом и часто служащей нам,
беспамятным, упрёком.
1911-й – бурный расцвет города, по территории он больше Берлина. В нём
около 8 тысяч торговых предприятий, 35 % торгового оборота всего
Юго-Западного края. Население города неуклонно растёт. Здесь 12 тысяч
студентов. Институты, гимназии, женские курсы, духовные и педагогические
школы, знаменитый Политехнический институт имени Александра Второго,
построенный на средства Бродского и Терещенко.
И конечно, церкви, монастыри, соборы. В самом центре города храмы:
Иоанна Златоуста, Александра Невского на Липках, Марии Магдалины,
Благовещенский, Ольгинский, Троицкий, Георгиевский, Старо-Вознесенский,
Преображенский, Васильевский, Пресвятой Богородицы. Ни одного из этих
приходских храмов сегодня нет. Они уничтожены. А ведь только в приходе
Марии-Магдалины было 2667 православных.
Повторимся: именно этот массив информации, живой правды даёт при чтении
неожиданный результат – оживает город другого века и другой (к
сожалению) культуры.
Вот школы Киева. Все они возводились или патронировались Церковью,
благочестивыми жертвователями. Да и само слово «образование» связывалось
с выявлением образа Божия в человеке. Чего не скажешь о нынешнем
образовании, когда из человека формируют эгоиста-потребителя, которому
всё равно где жить, лишь бы жить себе в удовольствие.
Нет, иные ценности рекомендовали учащимся в Киеве.
Или вот, читаем о больницах. 15 из них вообще были бесплатными и
содержались на деньги частных лиц. А ещё - маршруты поездов, доходы в
городскую казну, санитарное состояние города. Кстати, всего пять
санитарных врачей поддерживали в Киеве порядок.
Словом, читаешь, слушаешь автора и возникает мысль: какой чудесный
город! Это же мой город. Я хожу по улицам, захожу в храмы, где эти люди
ходили, молились, трудились. И при всех трудностях того времени (а я
далёк от идеализации) всё же знали, что есть добро, в чем цель жизни.
Понимали, что воровать из казны плохо, а строить школы и храмы хорошо,
что за это Бог наградит. А ведь сегодня всё это почти забыто. Как далеки
наши отцы города от таких прекрасных личностей, как М.П.Дегтярёв, С.М.
Сольский, И.А. Толли.
Самое главное место занимает рассказ о святынях города, храмах,
монастырях, соборах. Мы узнаём, кто построил храм, за какие средства,
кто был настоятелем, диаконом, псаломщиком. Где получил образование,
какова судьба его детей. И снова лица, лица, живые, родные. И понимаешь –
да, книга названа правильно. Киев – православный город. И, вглядываясь в
лица митрополитов и священников, купцов, градоначальников, простых
богомольцев, невольно хочется сказать: Господи, помяни их во Царствии
Твоем! Спасибо им, что сохранили эту землю. Что многие из них кровью
заплатили за неё и за веру православную, которую исповедали на ней.
И когда погружаешься в их жизнь, вместе с автором хочется задавать
множество вопросов. Зачем разрушен этот мир? Куда девалось благоговение
перед святынями? Кто ответит за разрушения и почему не восстанавливается
разрушенное? Почему не возвращается Церкви украденное? Наконец, как мы
допустили, чтобы мэром Русского Иерусалима стал сектант, чтобы содомиты
готовили парад на улицах, где ходили Священномученик Владимир, Иона
Киевский. Почему забыт тот факт, что лишь в 30-х годах ХХ века в Киеве
было уничтожено 10 храмов и ни один сегодня не восстановлен?
Вместо ответов нам диктуют новую историю города, уже навязшую в зубах
неправду о Киеве - украинском городе. Панове, Киев – город-святыня. Да,
он – столица. И знаете чего? Он духовная столица Святой Руси. А когда вы
называете именем Петлюры улицу (завтра его или подобным ему именем
назовете площадь, планету), то хочется спросить ещё. А что вспоминается в
связи с вашими новыми героями? Погромы, кровь, хаос. И что вспоминается
в связи с ненавидимыми вами губернаторами? Труд, упорный созидательный
труд на благо города. Заметим, честный. Иначе не чтили бы их тогдашние
киевляне. И ещё труд во славу Божью.
У нас часто жалуются на кризис, на материальные проблемы. И правда, жить
стало тяжелее. Но вот такое предложение – восстановите святыни (хотя бы
часть), не лгите себе о своём городе и своём предназначении в нём. И
быть может, с Божьей помощью и кризис минует.
А наш герой и автор книги - человек, скажем прямо, из тех, на которых
земля держится. В том числе и наша, киевская. Он, конечно, полон
очередных планов. То приедет на велосипеде восстанавливать храм под
Киевом (и будет делать это, не смотря на солидное положение, с помощью
обычной лопаты). То со своей женой и верной помощницей Валентиной
Николаевной будет продавать православные книги, иконы в крошечном
магазине, открытом на собственный кошт. Пусть себе в убыток, но в пику
обнаглевшим сектантам.
Он ещё сделает много. Потому что он и такие, как он, и есть киевляне. Их
больше, чем мы думаем. Просто они не кричат о себе, а работают и
молятся. Им закрывают рот, а они всё равно говорят. Говорят правду.
Книга, которую написал Иван Степанович Гичан, заканчивается упрёком
властям города в том, что духовные потери Киева местным начальством не
восполняются, что в храме Софии по-прежнему не возносятся молитвы Богу.
Вот последний абзац: «Власть такое положение дел полностью устраивает.
Но оно не устраивает тысячи православных киевлян, которые молятся о
восстановлении поруганных церквей и уповают на волю Божью». Нам остаётся
только поблагодарить автора и согласиться с ним.