Памяти Святейшего Патриарха Алексия II
5 лет назад не стало Святейшего Патриарха Алексия
II. Своими воспоминаниями о почившем Первосвятителе делится руководитель
Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия» С.Л. Кравец.
—
Сергей Леонидович, многие годы Вы работали под непосредственным
руководством Патриарха Алексия II, которого, наверное, без преувеличения
можно назвать основателем «Православной Энциклопедии». Когда Вы лично познакомились с Патриархом, при каких обстоятельствах это произошло?
—
Это был 1992 год, именно тогда, у нас в издательском коллективе (а мы в
то время были маленьким научным издательством Спасо-Преображенского
Валаамского монастыря») родилась идея издать фундаментальный труд
митрополита Макария (Булгакова) «История Русской Православной Церкви».
Но мы хотели не просто переиздать эту работу, а издать ее с современными
комментариями, с продолжением труда митрополита Макария, оборванного на
середине XVII века,— вплоть до наших дней. То есть мы хотели положить в
основу всей дальнейшей нашей церковно-исторической науки некий
фундаментальный труд.
Собственно, начало 90-х годов —
это было время, когда в церковно-историческую науку пришло, как очень
много талантливых людей, так и очень много графоманов, которые считали,
что здесь «непаханное поле», что история Церкви это такая «terra
incognita», где можно фантазировать всё что угодно. При этом в нашей
стране к этому времени существовала очень зрелая академическая
историческая наука. Собственно, мы с самого начала думали, что на проект
переиздания «Истории Русской Церкви» митрополита Макария мы пригласим
ведущих академических учёных. Но было очевидно, что осуществить такое
издание силами одного маленького издательства просто невозможно. Нужен
был статус общецерковного проекта, и нужна была финансовая поддержка со
стороны каких-нибудь светских структур.
Летом 1992
года я сначала встретился с епископом Истринским Арсением, викарием
Патриарха Алексия, а потом уже вместе с ним с этой идеей пришёл к самому
Патриарху. Это была наша первая встреча, и она произвела на меня очень
сильное впечатление по трем причинам. Первое, что удивило, — это реакция
Патриарха на незнакомого человека, и эта реакция была доверие. То есть
он исходил из того, что пришли не для того, чтобы его обманывать, а для
того чтобы сделать что-то полезное, и предлагают ему какую-то живую
важную идею.