СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА: РЕДКИЙ ДЛЯ ТРАДИЦИИ СЛУЧАЙ
Православная духовная традиция необычайно богата. Многие подвижники
оставили после себя наставления и описания своего опыта. Или опыта своих
наставников, предшественников. Сотни и сотни томов написали… Одному
человеку за всю жизнь эту духовную библиотеку не прочитать.
Эти тома о
христианском подвижничестве оставили отнюдь не графоманы. И потому
писания подвижников почти всегда «вынужденные». Автора попросили что-то
объяснить, вот он и отписал. Его ответ прочли, приняли к сведению,
сохранили. И библиотека православной духовной литературы пополнилась еще
одной «единицей хранения». Поскольку цели у авторов были практические –
помочь адресату, то в основном писания подвижников говорят о начальных
ступенях духовного восхождения. Ведь их адресаты были именно
новоначальные подвижники.
Однако из этого общего правила есть
исключение. И какое исключение! Знаменитые «Триады» святителя Григория
Паламы. В этой книге святителя толкуется высокий опыт духовной жизни.
Почему именно высокий? Опять вынужденно. На высокий опыт афонских
безмолвников обрушился с резкой критикой один образованный монах.
Святитель Григорий, сам будучи образованным монахом, написал в ответ
«Триады в защиту священно-безмолвствующих». Кто такие безмолвствующие?