|
Воспряни, о душе моя,
деяния твоя, яже соделала еси, помышляй,
и сия пред лице твое принеси,
и капли испусти слез твоих;
рцы со дерзновением деяния и помышления Христу и оправдайся.
(Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского)
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Приблизилось время покаяния, наступила духовная весна — та весна,
которая обновляет наши внутренние силы, дарует нам предощущение
Воскресения Христова.
Пост есть не только дело аскетического подвига, но, в первую
очередь, подвига внутреннего и испытания себя пред лицом Божиим. Пост
требует от нас не только оправдания пред Богом, но и изменения себя,
гармоничного устроения всех сил нашего естества. Наши постные труды не
должны быть напрасны, не должны быть подобны деланию без плода, тем
более что пост — это тот труд, который приносит плод не впоследствии, а
по мере его исполнения. «Испытай себя самого, человек!
… Спроси себя самого, каков был ты до поста и каким стал, постясь?
Из того, что мы делаем, одно приносит плод впоследствии, в другом с
самым делом совмещается и плод», — говорит святитель Иоанн Златоуст.
В трудах подвига поста у нас есть достойные и сильные помощники и
сомолитвенники — это святые, которые, пройдя через нелегкие земные труды
и тяжелые лишения, в терпении стяжали блаженную часть со Христом в
Царствии Божием.
Будем помнить, что святые были такими же людьми, как и мы, со своими
немощами и изъянами, недостатками, но с помощью благодати Божией они
смогли превозмочь свое немоществующее естество и, достигнув благодатной
человечности, подняться до вершин святости.
Господь наш Иисус Христос в своем Святом Евангелии указывает нам на
эти необходимейшие основы святости, которые заключаются в любви к Богу и
ближнему, который есть брат наш. Поэтому дела милосердия, сострадания,
жертвенности — существеннейшая содержательная сторона поста, через свое
деятельное осуществление дарующая нам сораспятие со Христом. Потому что
человек, посвятивший себя делам жертвенности, приобретает от Бога удел
Христов. И это доброделание должно совершаться не ради морального
самоудовлетворения, не ради славы от людей, а ради соучастия в
жертвенном подвиге Христа Спасителя. Сей подвиг наш должен совершаться в
скромности и нестяжательности. «Преломи хлеб свой, и дай нищим. Ты
даешь не свое; Бог для того дал тебе в избытке, чтобы и ты подавал
другим. Достаточно с тебя насущного хлеба, как научен ты в молитве;
поэтому не собирай себе соломы для огня и мучения», — поучает нас
преподобный Ефрем Сирин.
Дело поста должно не ожесточать, а умягчать наше сердце, так как
истинный пост привлекает к нам благодать и милость Божию и соделывает из
нас кротких агнцев стада Христова.
Пусть в эти дни каждый из нас проанализирует прошедший год,
рассмотрит свои добрые и недобрые поступки, очистит горницу своей души,
дабы вместить в нее и Тайную Вечерю Господню, и суд над Христом, и
поругание Его, и само Распятие Господне. Если мы постараемся устроить
это, приложим усилия, то в наше сердце вселится непередаваемая радость
Воскресения Христова.
Хочу пожелать вам, дорогие братья и сестры, обильной помощи Божией в
прохождении поста, совершенствования в делах добродетели, в
непрестанном осмыслении подвига Искупления Христова, в осознании
необходимости несения истины и милости Христова Евангелия окружающим
людям, чтобы Дар Воскресения Христова стал достоянием и утешением всего
человечества.
+Владимир,
Митрополит Киевский и всея Украины,
Предстоятель Украинской Православной Церкви |
|