Истинный пост есть устранение от злых дел.
Святитель Василий Великий
Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи,
но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со
страстями. "Расторгнем всякий союз неправды" - призывают нас в эти дни
церковные песнопения. "Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих
ближних, это насмешка над постом", - говорит святоотеческая мудрость.
Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной их стихир: "Оставим
телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…". "Весной
покаяния" называют церковные люди великопостное время.
Первая великопостная неделя (седмица) - наиболее строгая. Так, по
Уставу, первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после Литургии.
Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или
кормящих женщин эти требования по благословению духовника ослабляются.
Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но не
засеянному полю, без молитвы принесет лишь сорняки.
Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история
падения и спасения рода человеческого. Оживляя перед мысленным взором
горестные картины странствия человечества "в стране чуждей" по "путям
погибели", Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха. Первые
четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается
Великий Канон преподобного Андрея Критского - вдохновенное
произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого
человека. Вслушиваясь в слова Канона, христианин как бы заново
проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью.
Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос:
"Помилуй мя, Боже, помилуй мя!" Православные люди всегда стараются не
пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.
О посте
Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают
на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно
говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься,
помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред
людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий
тайное, воздаст тебе явно.
Мф. 6, 14-18
Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему
оскорбление, прости ему долги. "Не в судах и сварах поститеся". Не ешь
ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь
себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в
судебных местах.
Святитель Василий Великий
Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не
забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден,
кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен,
благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды
покаяния.
Святитель Иоанн Златоуст
В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись
с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели
своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце
сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и
милостыни не помогут тебе.
Из писем игумена Никона (Воробьева)
О покаянии
Если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен
будет сказать слова молитвы: "Боже, очисти меня грешного, яко николиже
(т.е. никогда) сотворих благое пред тобою". Это слова преподобного
Макария Египетского, одного из величайших святых. Как же мы, окаянные,
судим и осуждаем других и этим самым ставим себя выше их, как судьи?
Как мы можем считать на правом пути того, кто не сознает себя (сознает,
а не словами называет только) грешнейшим паче всех?
Все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей
негодности для Царствия Божия, а в следствие этого - необходимости
постоянно умолять Господа: "Боже, милостив буди мне, грешному". Так
молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по грехам, а
смирения мытарева и покаяния нет.
Забыв все свои добрые дела, мы должны, как мытарь, взывать от
всего сердца: "Боже, будь милостив нам, грешным!" И если мытарь только
за такую молитву был оправдан от всех грехов, то ясно, что Господь и
нас помилует, если от всего сердца будем молиться и надеяться на
милосердие Божие.
Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех
даров - видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все.
Вы старайтесь со вниманием говорить слова молитвы. Если
рассеиваетесь, то укорите себя, откройте себя Богу и опять понуждайте
себя со вниманием говорить слова молитвы. А сердце постепенно будет
смягчаться и хоть иногда, но отзовется сокрушением, а может быть и
слезами.
Выдержки из писем игумена Никона (Воробьева)