Крещение Господне: кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности
До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей
Матерью в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в
плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за
одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое
общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку
Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной
проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их
желания очиститься от грехов. Место, где пророк Иоанн начал служение,
называлось «пустыней Иудейской,» лежавшей на западном побережье Иордана и
Мёртвого моря.
Евангелист Лука сообщает ценные исторические сведения этого
переломного исторического момента, а именно, что в то время Палестина,
которая входила в состав Римской Империи, управлялась четырьмя
правителями, тетрархами. Императором тогда был Тиверий, сын и преемник
Октавиана Августа, при котором родился Христос. Тиверий вступил на
престол после смерти Августа в 767-м году от основания Рима, но ещё за
два года до этого, в 765-м, он стал уже соправителем и, следовательно,
пятнадцатый год правления его начинался в 779-м году, когда Господу
исполнилось 30 лет — возраст, требуемый учителю веры.
В Иудее вместо Архелая управлял римский прокуратор Понтий Пилат; в
Галилее — Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в
Вифлееме; другой его сын, Филипп, управлял Итуреей — страной,
расположенной на востоке от Иордана и Трахонитидой, расположенной на
северо-востоке от Иордана; в четвёртой области, Авилинее, примыкавшей с
северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний.
Первосвященниками в это время были Анна и Каиафа. Первосвященником был,
собственно, Каиафа, а тесть его Анна, или Анан, отстранённый
гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа
авторитетом и уважением, разделял власть со своим зятем.
Евангелисты называют Иоанна Крестителя «гласом вопиющего в пустыне,»
потому что Он громко взывал к людям: «Приготовьте путь Господу, прямыми
сделайте Его путь.» Слова эти взяты из речи пророка Исаии, где он
утешает Иерусалим, говоря, что кончилось время его унижения, и скоро
явится слава Господня, и » всякая плоть увидит спасение Божие» (Исаии
40:5). Пророчество это Иоанн Креститель (Иоан. 1:23) изъясняет в виде
прообраза: под Господом, шествующим во главе Своего народа,
возвращающегося из плена, подразумевается Мессия, а под вестником — Его
Предтеча, Иоанн. Пустыней же в духовном смысле является сам народ
израильский, а неровности, которые надо бы устранить, как препятствия к
приходу Мессии, — это человеческие грехи и страсти; вот почему сущность
всей проповеди Предтечи и сводилась к одному, собственно, призыву:
Покайтесь! Это прообразное пророчество Исаии. Последний из ветхозаветных
пророков, Малахия высказывает прямо, называя Предтечу «Ангелом
Господним,» готовящим путь Мессии.
Свою проповедь о покаянии Иоанн Креститель обуславливал приближением
Царства Небесного, то есть Царства Мессии (Матф. 3:2). Под этим Царством
Слово Божие понимает освобождение человека от власти греха и воцарение
праведности в его сердце (Луки 17:21; ср. Рим. 14:17). Естественно, что
благодать Божия, водворяясь в сердцах людей, объединяет их в одно
общество, или Царство, именуемое еще Церковью (Матф. 13:24-43, 47-49).
Готовя людей к вступлению в это Царство, открывающееся вскоре с
приходом Мессии, Иоанн всех призывает к покаянию, а откликнувшихся на
этот призыв крестил «крещением покаяния для прощения грехов» (Луки 3:3).
Это не было еще благодатное христианское крещение, а лишь погружение в
воду, как символ того, что кающийся желает очищения от грехов, подобно
тому, как вода очищает его от телесной нечистоты.
Иоанн Креститель был строгим подвижником, носившим грубую одежду из
верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким мёдом. Он
представлял собой резкую противоположность современным ему наставникам
иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода
Которого столь многие напряжённо ожидали, не могла не привлечь всеобщего
внимания. Даже иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что
«народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве»
и что власть этого мужа над иудеями была столь велика, что они готовы
были сделать по его совету всё, и даже сам царь Ирод [Антипа] боялся
власти этого великого учителя. Даже фарисеи и саддукеи не могли спокойно
смотреть на то, как народ массами идёт к Иоанну, и сами были вынуждены
пойти в пустыню к нему; но едва ли все они шли с искренними чувствами.
Поэтому неудивительно, что Иоанн встречает их строгой обличительной
речью: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?»
(Матф. 3:7). Фарисеи искусно прикрывали свои пороки точным соблюдением
чисто внешних предписаний Моисеева закона, а саддукеи, предаваясь
плотским утехам, отвергали то, что противоречило их эпикурейскому образу
жизни: духовный мир и загробное воздаяние.
Иоанн обличает их надменность, их уверенность в собственной
справедливости и внушает им, что надежда их на происхождение от Авраама
не принесёт им никакой пользы, если они не сотворят плодов, достойных
покаяния, ибо «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и
бросают в огонь» (Матф. 3:10; Луки 3:9), как ни на что не годное.
Истинные чада Авраама не те, кто происходят от него по плоти, но те, кто
будут жить в духе его веры и преданности Богу. Если не раскаетесь, то
Бог отвергнет вас и призовёт на ваше место новых чад Авраама по духу
(Матф. 3:9; Луки 2:8).
Смущённые строгостью его речи, люди спрашивают: «Что же нам делать? »
(Луки 3:11). Иоанн отвечает, что необходимо творить дела любви и
милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть «Плоды, достойные
покаяния,» — т.е. добрые дела, противоположные тем грехам, которые они
совершали.
Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причём иудеи верили, что
Мессия, когда придёт, будет крестить (Иоан. 1:25). Неудивительно потому,
что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли сам Иоанн? На это
Иоанн отвечал, что он крестит водой в покаяние (Матф. 3:11), то есть в
знак покаяния, но за ним идёт Сильнейший его, Которому он, Иоанн,
недостоин развязать обуви, как это делают рабы для своего господина. «Он
будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Матф. 3:11; Луки 3:16; ср.
Марка 1:8) — в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа,
как огонь, попаляющий всякую греховную скверну. «Лопата Его в руке Его, и
Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому
сожжёт огнём неугасимым » (Матф. 3:12; Луки 2:17), т. е. Христос очистит
народ Свой, как хозяин очищает своё гумно, от плевел и сора, пшеницу
же, то есть уверовавших в Него, соберёт в Свою Церковь, как в житницу, а
всех отвергающих Его предаст вечным мучениям.
Тогда среди прочего народа к Иоанну пришёл и Иисус Христос из
Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда до этого
не встречался с Иисусом и потому не знал Кто Он. Но когда Иисус подошел к
нему для крещения, то Иоанн, как пророк, почувствовал Его святость,
безгрешность и бесконечное превосходство над собой, и поэтому в
недоумении возразил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь
ко мне? » — » Так надлежит нам исполнить всякую правду,» — кротко
ответил Спаситель (Матф. 3:15). Этими словами Господь Иисус Христос
хотел сказать, что Он, как родоначальник нового, возрождённого Им
человечества, должен был Собственным примером показать людям
необходимость всех Божественных установлений, в том числе и крещения.
Однако, «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Матф. 3:16),
потому что Ему, не было надобности исповедоваться, как делали это
остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих
грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился, очевидно, о
том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.
» И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который
сходил, как голубь, и ниспускался на Него. » Очевидно, Духа Божия увидел
не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда
была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в
неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня,
называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: «Явился еси
днесь вселенней…» Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл
на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан . 1:32).
Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее
приличествовал Его свойствам. По учению святого Иоанна Златоуста,
«голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой
есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде.» По изъяснению святого
Кирилла Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение
потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает
разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога
нашего.»
Голос Бога Отца : » Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё
благоволение,» указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на
Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном
смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца;
и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его
Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения
человечества.
Крещение Господне наша святая Церковь празднует 19 января н. с. (6
января с.с.), именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом
явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын —
крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снизошедшим на Иисуса
Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является
самым древним христианским праздником. Он всегда встречается христианами
с большим подъемом, потому что напоминает об их собственном крещении,
чем побуждает глубже осознать силу и значение этого таинства.
Для христианина, говорит отец Церкви первых веков святой Кирилл
Иерусалимский, воды крещения являются «и гробом, и матерью.» Гробом для
его прежней греховной жизни вне Христа и матерью его новой жизни во
Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение — дверь из царства
тьмы в Царство света: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа
облекостеся.» — Кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой
праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости. Сила
крещения заключается в том, что крещаемый получает способность и силу
любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к
праведной жизни и помогает ему преодолевать привязанность к миру и его
греховным наслаждениям.
Источник: pravmir.ru