Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Мф. 21, 22
Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.
В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих
сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных
наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая
события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные
страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по
зависти братьев невинно проданного и униженного, но после
восстановленного Богом. "Иосиф, - говорится в Синаксаре, - есть
прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для
Своих единоплеменников - иудеев, продается учеником за тридцать
серебреников, заключается в мрачный и тесный ров - гроб и, восстав из
него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким
грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром,
человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает
небесным хлебом - Своею живоносною плотию".
Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение
бесплодной смоковницы. Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была
для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без
которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви,
бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус
Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона,
которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую
душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении
смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот
именно день притчей о неправедных виноградорях, убивших сначала слуг
господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына
своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения
христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие
и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В
Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу
богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были
предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных
бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие
побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве
и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении
Евангелия во всем мире и прекращении бедствий "избранных ради".
"Закон Божий", издательство "Новая книга"
Евангелие от Матфея
Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну
смоковницу, подошел к ней, и, ничего не нашедши на ней, кроме одних
листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И
смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились, и говорили:
как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: если
будете иметь веру, и не усумнитесь; не только сделаете то, что сделано
со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись, и ввергнись в
море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Мф. 21, 18-22
О Страстной седмице
Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем
Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм
выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: а
стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда
нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?..
Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько
было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы
вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были
близки ко Христу, - как у них разрывалось сердце, как истощались
последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных
дней... И как сотни людей, вероятно, хотели бы вырваться из этой
недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха,
от ужаса...
И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей
Господних Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего
ужаса ученики Христовы, даже в те минуты, когда страх побеждал и они
старались спрятаться от гнева народного. Никуда не могли уйти, забыть
происходящее Никодим, Иосиф Аримафейский, тайные ученики Христовы,
верные женщины-миронисицы,.. Уйти было некуда, потому что ужас обитал в
их сердцах, потому что ужас охватывал их извне и изнутри. И так же
некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно
добивались Христова убийства.
И вот, когда вспоминаешь это, - разве не найдешь себе места в
храме в течение этих страстных дней? И у них мешались мысли, у них
холодело сердце, и у них истощались силы; но они жили этим событием. И
то, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о
когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней,
на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь.
Поэтому, что бы вы не переживали, как бы мало вы - мы - ни
переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам
предъявляют. Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то
чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события -
потому что это события, а не воспоминание - пусть нас ломают телом и
душой. И тогда, когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о том, что
происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы,
когда Христос упокоился во гробе, - и на нас найдет покой. И когда
ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить
от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой,
умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение
страстных дней. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский