|
До Филарета автокефалы были негодяями
Репличка
Василий Анисимов
Отлученный от Церкви Михаил Антонович Денисенко (Филарет) в очередной
раз взялся за переосмысление своего собственного прошлого. Новую сказку
престарелой шахерезады под названием «Про автокефалию и необходимость
объединения ее сторонников» записал ее неутомимый секретарь Евстратий
Зоря, так привыкший к постоянному вранью анафемы, что уже и не заботится
даже о мало-мальском правдоподобии и соответствии филаретовских
припоминаний времени, месту и смыслу.
Они посвящены юбилеям – 90-летию чекистско-самосвятского «собора» УАПЦ и
20-летию собора УПЦ. Непонятно, какое отношение М. Денисенко имеет к
революционно-большевистской организации 1921 года? Может, за проведение
названного выше собора получил орден Трудового Красного Знамени? Так
вроде он тогда еще и не родился. Привязывать же себя к Украинской
Православной Церкви, из которой Михаил Антонович с треском был изгнан за
многочисленные преступления, еще глупее. Филарет, действительно,
деятель из когорты «старой злочинной влады» - лживой, разложившейся,
алчной, вороватой, зубами вцепившейся в начальственное кресло и деньги.
Слава Богу, Церковь нашла в себе мужество вырвать этот сорняк и
вздохнуть свободно. Но он разросся за ее оградой.
Особенностью нынешних припоминаний является то, что они уже не
базируются на «вещих снах», которыми Филарет еще три года назад в
Оперном театре объяснял свои автокефальные перевоплощения. «И вот снится
мне бушующее море, и я один, как перст, на скале…». Было это все,
конечно, поэтично, но не убедительно. Помнится, даже любитель всего
вещего президент Виктор Ющенко на четвертом сне Михаила Антоновича
затосковал тоскою смертною.
Теперь же в припоминаниях все поставлено на добротную, бодрящую основу
марксистского исторического материализма, и через его призму Филарет
рассматривает проблему автокефалии в себе и проблему себя – в
автокефалии. Человек - это сумма общественно-исторических обстоятельств и
возможностей. Поэтому Филарет всегда был автокефалом, но, припоминает
он, не было в Советском Союзе подходящих общественно-исторических
условий не только заявлять, но даже хоть изредка вспоминать об этом. Он
так и говорит: «Я не мог поддерживать автокефалию Украинской Церкви
тогда, когда Украина не была независимой державою, а была в составе
Советского Союза». И объясняет это сугубо патриотической боязнью за свою
шкуру и должность: «Если бы я поддержал тогда Автокефальную Церковь –
или в 60-80-х годах, или даже в годы так называемой перестройки – меня
бы просто отстранили от служения, а на мое место поставили преданного
Москве».
Как все гэкачеписты, Филарет, по старинке, именует перестройку «так
называемой». Он, опять же, как истинный патриот, и мысли не допускал,
что Украина будет независимой, призывал «давить демократию танками». А
тут независимость страны появилась, помимо его воли и чаяний. Что делать
в новых общественно-политических условиях, коль бытие определяет
сознание? Работать с сознанием, чтобы оно соответствовало бытию, в том
числе и с воспоминательной его частью. Воспоминания не подкачали,
нахлынули, как вешние воды. Подкатило к горлу и вспомнилось – был
Филарет автокефалом, и в его лице призрак автокефалии сиротливо рыскал
кабинетами КГБ и ЦК КПУ.
Объяснение разумное: по мере изменения общественной и геополитической
ситуации меняются образы прошлого, смутное становится ясным, играет
новыми красками, уходит страх. Но, безусловно, Филарету надо смелее
продвигаться в своих воспоминаниях. Ведь мир не стоит на месте. Михаил
Антонович, думается, должен набраться мужества и в свете новых реалий
(углубления нашего стратегического партнерства с США, очевидного
переизбрания на второй срок Барака Обамы, да и грошенята кое-какие за
океаном хранятся) наконец-то припомнить, что во время Союза он был не
только украинским националистом, патриотом, автокефалом, но и негром
преклонных годов. Разумеется, этого опять-таки никто не замечал
(истинные патриоты Украины умели маскироваться), да и если бы «в 60-80-х
годах, или даже в годы так называемой перестройки» он в этом признался,
его бы не только отстранили от служения, но еще бы и американским
шпионом сочли.
А теперь-то чего бояться? Реалии налицо, Евстратий наготове (подтвердит,
обоснует и разовьет), национал-демократы возликуют, власть не возропщет
(все-таки Филарет в неграх – это меньший абсурд, чем анафема в
«патриархах»). Словом, все предпосылки и составные части есть, но Михаил
Антонович медлит, видимо, не до конца еще выдавил из себя по капле раба
тростниковых плантаций.
Любопытны припоминания Филарета об отношениях с автокефалами. Он
признается, что «тогда, в 1989-91 годах, я действительно, критиковал
УАПЦ». Так это теперь называется. Видимо, в филаретовой терминологии
небезызвестный Сидоров тоже свою козу именно «критиковал»: где встретит,
там и покритикует. Только отчего она вся такая легендарно-драная
ходила? Как и автокефалы в указанные Филаретом годы: загнанные,
запрещенные, озирающиеся по сторонам. Ведь было с кем и как «товарищу
Антонову» их критиковать. Дружеское предъявление замечаний было
действенном и в последующее время: ведь до 1995 года УАПЦ находилась на
нелегальном положении.
Филарет утверждает, что критика его была более чем обоснованной. Для нее
нашлась весомая причина: «Ибо на волне патриотизма среди многих
действительно отданных автокефалии в УАПЦ бросились и многие негодяи,
карьеристы, которые быстро начали пробиваться в ее руководство». Как
человек, принципиально чуждый всякому карьеризму (ну, разве можно
считать карьерой предстоятельство в УПЦ, местоблюстительство в РПЦ, а
затем – «патриаршество» в расколе?), Филарет, естественно, не мог
стерпеть такие безобразия в чужом курятнике. И нагрянул наводить туда
порядок сам, да так, что только перья полетели.
Первой жертвой филаретовой зачистки, конечно, стал «патриарх» УАПЦ
Мстислав. 90-летний племянник Петлюры поначалу наивно полагал, что
Филарет появился у них, чтобы тихо-мирно «віджити під українською
хустиною». Кстати, сам Филарет ведь тоже не сразу «вспомнил», что он
явился к автокефалам нещадно драть негодяев и карьеристов. Цели
декларировал понятные и вполне миролюбивые. «Если я переведу на ваши
счета деньги Украинской Православной Церкви, где гарантии, что вы у меня
их не заберете?» - именно с такими словами обратился к заместителю
Мстислава «митрополиту» УАПЦ Антонию Масендичу Филарет. Никакого иного
смысла (кроме сохранения за собой награбленного) в существовании
украинской автокефалии, как и своего пребывания в ней, он не видел. Речь
шла о 4 млрд. руб. – сумма приличная, способная лишить сна любого
порядочного человека, с ней кем угодно, а не только автокефалом станешь –
лишь бы не отняли.
Но сталось не так, как гадалось. Мстислав, разглядев, что это за счастье
в украинском платочке к автокефалам привалило, оторопел, но затем
взбодрился, пристрожел, ввел в оборот термин «филаретовщина» и заявил,
что она «является трагедией украинского православия». Он пал в этой
борьбе с Филаретом роковой, правда, успел перед смертью написать
обращение к президенту и Генпрокурору с требованием привлечь к уголовной
ответственности организаторов филаретовства в Украине.
Так что с основным карьеристом УАПЦ у Михаила Антоновича как-то не
сложилось. То же произошло и со всей украинской диаспорой: в 1998 году
«Постоянна конференция украинских православных епископов за пределами
Украины» во главе с митрополитом УПЦ Канады Василием и митрополитом УПЦ
США и диаспоры Константином запретила в священнослужении пятерых
украинских священников и одного диакона за контакты с Филаретом, самому
же Филарету предъявила обвинения по 13 пунктам (от экспорта раскола до
сеяния вражды). С тех пор его и на порог не пускают.
Однако главным автокефальным карьеристом и негодяем Михаил Денисенко
считает «соучредителя» УПЦ-КП автокефального «митрополита» Антония
Масендича. Он дважды припоминает его незлым тихим словом: «К нам и
засылали московских агентов, таких как Антоний Масендич, которые потом
себя раскрыли» и «Но время показало, кто есть кто – ибо рано или поздно
лукавые, такие как Масендич, отпадали от Украинской Церкви». И здесь
Филарету явно изменяет память (или Евстратий что-то напутал): это ведь
Масендич «принял» в УАПЦ Филарета с церковной кассой УПЦ, а не наоборот,
о чем, кстати, горько пожалел и за что даже каялся перед народом
Украины. Если бы не Масендич, Филарет еще многие годы мыкался бы с
Евгенией Петровной, перепрятывая украденное. Отчего же теперь такая
черная неблагодарность? Конечно, Масендич был человеком с характером, с
первого дня сбивал с Филарета спесь, угрожая выйти к журналистам и
рассказать, «кто есть Филарет на самом деле – обыкновенный монах,
позорник, разоблаченный даже собственными детьми». Жить с таким
соучредителем, под домокловым мечом разоблачений – занятие не из
приятных.
В 1993 году автокефалы-соучредители во главе с тем же Масендичем едва не
похоронили все филаретовство, встав грудью за Романюка и не пустив
Филарета в «патриархи», даже пригрозили массово выйти из
«соучредительства» УПЦ-КП. Жулинский с Кравчуком кое-как потушили этот
пожар, строго приструнив анафему. Обиженный некарьерист-Филарет даже
банкет в Мариинском отменил: коль не его в патриархи избрали, чего
пляски-то плясать? Вскоре Михаил Антонович по полной разобрался с
негодяями – автокефалы-епископы (по подсчетам - больше полутора десятка)
бежали куда глаза глядят, даже за границу, в их числе и Масендич.
Правда, они успели выступить с обращением к народу Украины, в котором
указывали, что Филарет ведет обманутых верующих к вечной погибели.
Не все, конечно, сумели убежать, некоторые, как Боднарчук (первый
автокефальный «епископ») и «патриарх» УПЦ-КП Романюк, погибли при вполне
загадочных обстоятельствах. Романюк незадолго до смерти, как известно,
обращался в столичное Управление по борьбе с организованной
преступностью и коррупцией с просьбой защитить его от того же Филарета и
помочь найти припрятанную им кассу УПЦ.
Последние автокефальные негодяи и карьеристы были выбиты Филаретом в
1995 году, среди них, кстати, и нынешний лидер УАПЦ Мефодий Кудряков,
который обвинил филаретовцев – ни много, ни мало - в убийстве Романюка.
Михаил Антонович умудрился столько крови попить автокефалам, что
родоначальник автокефального движения в Украине «патриарх» УАПЦ Димитрий
Ярема в 2000 году даже в своем завещании призвал верующих к борьбе с
филаретовщиной. Там же Филарет назван «Люцифером (сатаной) Украины,
злобным, темным ее духом», «ведущим людей в ад».
И вот такое непонимание сопровождает Филарета в течение всей его
национально-освободительной части жизни. Очевидно, неблагодарность – это
родовое пятно автокефалов: Филарет их и наставляет, и вразумляет, и
лаской, и в хвост и в гриву, очистил автокефалов от негодяев и
карьеристов – иных уж нет, а те далече. А те все одно волком смотрят.
Сегодня он призывает признать общей для УАПЦ и УПЦ-КП их совместную
историю, начиная с возрождения УАПЦ Димитрием Яремой в 1989 году,
избрания первого «патриарха» Киевского и всея Украины Мстислава и т.д.
Но в таком случае красной нитью в общераскольнической истории Украины
должны проходить «филаретовщина как трагедия православия», люциферство и
ведение украинского народа в ад, к вечной погибели. Это, так сказать,
филаретовский вклад в общую раскольничью историю. Автокефалы, хотя и не
имеют в своем руководстве отлученных от Церкви расколоучителей, но ведь
тоже недалеко пали. Помню, как в 1991 году Филарет призвал в Киев
будущего Константинопольского Патриарха Варфоломея, и они совместно
заклеймили Мстислава и всю УАПЦ самозваным, безблагодатным,
богопреступным сообществом. И это тоже «общая история». Так что дороги
могут быть разными, с анафемой, может быть, вместе весело шагать и
быстрее по любой из них, а вот яма в конце всех кривых, лживых путей -
одна.
Ныне изъеденный ложью и гордыней Филарет неустанно плетет небылицы о
себе, герое и патриоте, сказ за сказом, чтобы, как и древняя
сказительница Шахерезада, оттянуть неминуемый час расплаты. Он жаждет
укрепить раскол, увлечь в свои гибельные сети побольше безвинных душ. Но
стоит ли сегодня умножать раскольничью богопреступность в и без того
измученной, вымирающей Украине, продолжать испытывать терпение Господне?
Ведь время разделений уже минуло. |
|