БОГОСЛОВ СРЕДИ ЕВАНГЕЛИСТОВ
Богословие появилось в Церкви практически сразу. По-другому и быть не могло. Стоя рядом с Христом, Его ученики спрашивали друг друга: «Кто же это?» Богословие и стало ответом на их вопрос.
Ученики видели Человека, великого Учителя духовной жизни. Видели в Нем пришедшего долгожданного Мессию. И даже еще больше того. Перед ними открывалось подлинное, неожиданное, приводящее в страх богоявление.
Апостолы признавали, что во Христе – и настоящий Человек, и настоящий Бог. Во Христе необычайное соприсутствие Бога и Человека. Поэтому в апостольских Писаниях читателю обязательно встретится мысль о том, что Христос – Богочеловек. У всех евангелистов. Эта мысль высвечивает перед нами самое глубинное средоточие христианского богословия.
У всех евангелистов есть богословская весть о Христе. Но даже на хорошо прописанном новозаветном богословском фоне Евангелие от Иоанна заметно выделяется. Настолько заметно, что Церковь почтила его автора титулом Богослова. Среди православных святых было много выдающихся мыслителей, прекрасно выразивших церковное учение. Но в святцы с именем «Богослов» вошли за всю историю Церкви только трое. Первый и главный из трех – евангелист Иоанн. Он сразу, в I веке от Рождества Христова, «задал тон» всему церковному богословию.
***
Апостол Иоанн в основу Евангелия положил созерцание вечности: «В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). По-русски немного абстрактно звучит, потому что «слово» – оно, то есть среднего рода. По-гречески «слово» – λόγος – он, мужского рода. Если мы попробуем оставить λόγος без перевода, то у нас получится: «Изначально был Логос, и Логос был с Богом, и Логос был Бог». Чувствуете разницу? Никакой абстрактности в оригинале нет. Стихи евангелиста Иоанна о Боге-Слове имеют вполне «персональное» звучание.
Пролог Евангелия от Иоанна нужно понимать «персонально». Бог Един. Бог Один, и нет другого, такого же как Он. Нет никакого языческого множества Богов. И есть некое таинственное различение в Едином Боге. В каком смысле? В «персональном»: в Едином Боге различаются три Лица.