|
Православие и Ислам в Средней Азии – пример толерантности и сотрудничестваМорозов Михаил - сайт Богослов.ру
Взаимоотношения православия и ислама на территории Средней Азии всегда
оставались и остаются примером добрососедства, несмотря ни на какие
трудности политического или экономического характера. В чем же секрет
такого мирного совместного сосуществования? Ввиду участившихся в мире
гонений на христиан со стороны приверженцев ислама, ответ на этот вопрос
кажется особенно актуальным. Автор статьи студент I курса МДА Морозов
Михаил предлагает поискать его в трудах митрополита Ташкентского и
Среднеазиатского Владимира, который имеет 20-летний опыт окормления
верующих на территории, где большинство исповедует ислам.
В середине XIX века вслед за продвижением Российской Империи в
Центральную Азию здесь начали возникать приходы Русской Православной
Церкви[1]. Так, в 1839 году Казахская Большая Орда обратилась к белому
царю с просьбой принять казахов в российское подданство, хотя формально
Казахстан входил еще в состав Китайской империи, но не получал от них ни
помощи, ни защиты. И в 1845 г. казахи присягнули России.
В 1855 году киргизы Прииссыккулья, видя мирную жизнь казахов, решились
последовать их примеру и приняли присягу на верность белому царю;
организатором этого явился манап (князь) киргизского рода Бугу –
Боромбай. До этого (с 1821 по 1832 год) Киргизия находилась под гнетом
кокандских ханов и от этого постоянно происходили волнения. Вскоре
против власти Коканда восстали жители Северного Кыргызстана, призвавшие
Россию на помощь. В 1862–1867 годах русско-киргизские войска взяли
построенные кокандцами крепости Пишпек (современный Бишкек, столица
Киргизии), Мерке, Аулие-Ата (Джамбул), Чимкент.
Царская власть России была очень положительно настроена на диалог со
знатью народов Средней Азии. Тюркские аристократы вдобавок к своим
титулам получали российское дворянство. Им присваивались высокие
офицерские чины императорской российской армии, они полностью сохраняли
свои права и власть, только осуществляя их теперь от имени белого царя.
По отношению к исламу имперские власти стремились не просто
демонстрировать веротерпимость, но и покровительствовать мусульманам. В
инструкциях, направляемых в этот край чиновникам, сразу за призывом к
верности отечеству и царскому престолу следовало требование проявлять
справедливость к нуждам и интересам мусульман. Не вмешиваясь в
религиозную жизнь, не затрагивая национальных обычаев, российская
администрация Туркестана (именно такое название получили земли Средней
Азии и Казахстана) в то же время зорко следила за спокойствием края. |
|